Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву (520,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц432
ID177627
АннотацияСборник статей представляет основные направления современных российских и зарубежных исследований, посвященных наследию вы- дающегося немецкого мистика Николая Кузанского и перспективе раз- вития принципа coincidentia oppositorum в европейской философской традиции.
ISBN978-5-91419-355-0
УДК141.33
ББК87.3(4Гем)4
Coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву / Душин О. Э., отв.ред. — СПб. : Алетейя, 2010. — 432 с. — : [Б.и.], 2010 .— 432 с. — ISBN 978-5-91419-355-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/177627 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р. В. Светлов (доктор философских наук, профессор) ÑÀÍÊÒ-ÏÅÒÅÐÁÓÐÃÑÊÎÅ ÎÁÙÅÑÒÂÎ ÈÇÓ×ÅÍÈß ÊÓËÜÒÓÐÍÎÃÎ ÍÀÑËÅÄÈß ÍÈÊÎËÀß ÊÓÇÀÍÑÊÎÃÎ COINCIDENTIA OPPOSITORUM îò Íèêîëàÿ Êóçàíñêîãî ê Íèêîëàþ Áåðäÿåâó Ñ à í ê ò - Ï å ò å ð á ó ð ã À Ë Å Ò Å É ß 2 0 1 0 УДК 141.33 ББК 87.3(4Гем)4 К 59 К 59 Сoincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву / отв. ред. <...> Историческая книга», 2010 Предисловие Публикация данной монографии стала возможной благодаря сотрудничеству коллектива ученых философского факультета СанктПетербургского государственного университета в рамках проекта «Принцип coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 – 2010 годы)» Министерства образования и науки РФ. <...> В этой связи философское наследие Николая Кузанского предстает в качестве важного этапа на пути трансформации антично-средневековой парадигмы мысли к новоевропейской научной картине мира вплоть до новейших постмодернистских дискуссий о тождестве и различии, единстве и множественности. <...> Статьи, представленные в монографии, отражают содержание докладов, которые прозвучали на двух конференциях «Принцип coincidentia oppositorum Николая Кузанского и традиция европейского платонизма: от Платона к А.Ф. Лосеву» и <...>
Coincidentia_oppositorum_от_Николая_Кузанского_к_Николаю_Бердяеву.pdf
        -     -
Стр.3
УДК 141.33 ББК 87.3(4Гем)4 К 59 К 59 Сoincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву / отв. ред. О. Э. Душин. — СПб. : Алетейя, 2010. — 432 с. ISBN 978-5-91419-355-0 Сборник статей представляет основные направления современных российских и зарубежных исследований, посвященных наследию выдающегося немецкого мистика Николая Кузанского и перспективе развития принципа coincidentia oppositorum в европейской философской традиции. УДК 141.33 ББК 87.3(4Гем)4 © Коллектив авторов, 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
Предисловие Публикация данной монографии стала возможной благодаря сотрудничеству коллектива ученых философского факультета СанктПетербургского государственного университета в рамках проекта «Принцип coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 – 2010 годы)» Министерства образования и науки РФ. Проект являлся комплексным исследованием концепта coincidentia oppositorum в перспективе становления от учения Николая Кузанского через классический немецкий идеализм (Шеллинг, Гегель) к русской религиозно-философской мысли (Бердяев, Франк, Лосев). Экспликация метафизических оснований данного принципа демонстрирует новые смыслы и подходы к общей истории диалектических процедур познания. В этой связи философское наследие Николая Кузанского предстает в качестве важного этапа на пути трансформации антично-средневековой парадигмы мысли к новоевропейской научной картине мира вплоть до новейших постмодернистских дискуссий о тождестве и различии, единстве и множественности. Его учение оказывается на перепутье процесса развития западной цивилизации и несет в себе паттерны схоластической учености, средневековой мистики, неоплатонической образности и новых стратегий научного познания с его гомогенным пространством и доминантой антропоцентрического измерения бытия всего сущего. Статьи, представленные в монографии, отражают содержание докладов, которые прозвучали на двух конференциях «Принцип coincidentia oppositorum Николая Кузанского и традиция европейского платонизма: от Платона к А.Ф. Лосеву» и «Принцип coincidentia oppositorum в философии Николая Кузанского, немецком классическом идеализме и русской религиозной философии», проходивших на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета соответственно 25 июня и 23 октября 2009 года. Организаторами данных мероприятий стали Санкт-Петербургское общество изучения культурного наследия Николая Кузанского и Центр изучения средневековой культуры. Конференции проводилась в ходе реализации исследовательского проекта, в их работе принимали участие исследователи из Волгограда, Москвы, Петербурга, Пскова. Отличительной особенностью заседаний явились интересные и живые дискуссии, при этом обсуждались не только различные аспекты
Стр.5
6 Раздел 1. Принцип coincidentia oppositorum в учении Николая Кузанского... Предисловие многогранного философского учения Николая Кузанского, но и вопросы методологического характера, были представлены различные стратегии историко-философских изысканий. Кроме того, в рамках октябрьской конференции были подведены итоги научного конкурса студенческих и аспирантских работ по теме проекта, победители были отмечены ценными призами. Статьи участников конкурса представлены в третьем разделе данной монографии. Второй раздел этого сборника составили работы известных западных ученых, привлечение их к участию в данном проекте стало возможным благодаря сложившимся международным контактам. Кроме того, в монографии имеется приложение – это перевод двух глав из работы исследователя Штефана Райхельта, которые дают представление о немецкой традиции понимания и интепретации учения выдающегося русского философа Николая Бердяева. Таким образом, авторы монографии надеются на то, что она позволяет представить самые разные стороны философскотеологического учения выдающегося немецкого мистика, демонстрирует основные направления современных российских и зарубежных исследований его идейного наследия, открывает перспективу развития принципа coincidentia oppositorum в европейской философской традиции.
Стр.6
Раздел 1. Принцип coincidentia oppositorum в учении Николая Кузанского, немецком классическом идеализме и русской религиозной философии Т. Л. Базулева Гегель и Кузанский: логика для-себя-бытия как динамический принцип В системе категорий Гегеля имеется ряд понятий, выражающих различные, не сводимые друг к другу процессы. Таковы, прежде всего, становление, изменение, взаимодействие, развитие. Среди подобного рода понятий имеется одно, на которое очень редко обращают внимание; звучит оно буднично, воображения и мысль не возбуждает, а тем не менее предельно точно выражает суть многих метафизических ситуаций, традиционно присутствующих в средневековом и возрожденческом неоплатонизме. Это понятие отталкивания. В чём заключается процесс отталкивания и при каких метафизически заданных условиях он происходит – это первый вопрос, на который предстоит дать ответ в предлагаемой статье. Затем мы проследим, в каких формах представлен этот процесс в философском учении Николая Кузанского. Гегелевская концепция для-себя-бытия В «Науке логике» Гегеля отталкивание и непосредственно связанное с ним притяжение выступают как два противоположных, но равно необходимых процесса, присущие для-себя-бытию. Поэтому, речь, прежде всего, должна пойти о том, что такое для-себя-бытие. Предпринятое в этом произведении построение системы категорий Гегель начинает с раскрытия категории качества, однако для того, чтобы логически вывести качество, а не просто его постулировать, он обращается не к качественно определённому, а напротив, к абсолютно неопределённому бытию, которое он называет «чистым бытием». Затем Гегель переходит к наличному бытию, обладающему качеством, а после этого снимает качественную определённость в для-себя-бытии. Таким образом, чистое бытие, наличное бытие и для-себя-бытие последовательно представляют качество в его возникновении, наличии и последующем снятии. Все три названных бытия, разумеется, не находятся вне друг друга, а представляют собой одно бытие, только по-разному понимаемое.
Стр.7
8 Раздел 1. Принцип coincidentia oppositorum в учении Николая Кузанского... Сначала в мысли о бытии не содержится ничего конкретного, а лишь констатируется, что «всё, что есть, есть». Человеку, желающему узнать, чем конкретно заполнено бытие, эта мысль ничем помочь не может: её «всё» не несёт в себе конкретного содержания и ничего не означает. Поэтому пустая мысль о бытии оборачивается точно такой же пустой мыслью – «ничто». Бытие и ничто как мысли абсолютно одинаковы, сходясь в своей бессодержательности, и Гегель совершенно правомерно делает вывод об их единстве. Таким образом, из двух пустых абстрактных понятий возникла первая конкретная мысль (о единстве бытия и ничто), которая закрепляется в понятии «становление». Становление – это первое конкретное понятие и первая категория в логической системе Гегеля. Как и любое конкретное понятие, оно отличается от абстрактного тем, что включает в себя не одно какое-либо определённое содержание, а два содержательных момента, полностью противоположных друг другу. Согласно Гегелю, истина – конкретна и может быть выражена только посредством конкретных понятий. Именно таким является понятие становления, которое содержит в себе два противоположных момента (бытие и ничто) и выражает собой их единство. Действительно, как показывает Гегель, становление можно мыслить, только удерживая оба этих момента: как положительный, так и отрицательный. Когда вещь начинается, только становится, её ещё нет, но поскольку она уже началась, она есть. Вот эта одновременность «ещё нет, но уже есть» и составляет истинный смысл процесса становления. Результатом становления является нечто ставшее, некоторое наличное бытие, которое также определяется Гегелем как единство бытия и ничто. Логика здесь простая: то, что становилось, то и стало. Поэтому по своему понятию становление и наличное бытие суть одно и то же – единство бытия и ничто. Правда, в наличном бытии это единство упрочилось, противоречие между бытием и ничто, явно присутствующее в становлении, снято, и они выступают как одно нерасторжимое единство. Это означает, что бытие теперь мыслится как содержащее в себе своё собственное отрицание, своё ничто и поэтому оно есть самоотрицающееся, ничтожащее себя бытие. В свою очередь, ничто мыслится не как пустота и полное отсутствие всего, а как сущее (бытийствующее) ничто. За этими странными логическими определениями стоят хорошо знакомые нам реалии. Бытие, которое содержит в себе своё отрицание, – это любая реально существующая вещь с той точки зрения, что она есть бытие, однако не всё бытие (как в случае чистого бытия), а
Стр.8