Иннокентий Анненский
Полное собрание сочинений А. Н.Майкова
Изд. седьмое, исправленное и дополненное, с 2 портретами автора. В четырех томах.
С.- Петербург. 1901. Изд. А. Ф. Маркса. Ц. за четыре тома 4 р., с перес. 4 р. 75 к.
Т. I - стр. XVI + 600; т. II - стр. VIII + 560; т. III -стр. 506+ II; т. IV-стр. VIII+ 618.
Оригинал здесь - http://annensky.lib.ru/
Источник текста и примечаний: Анненский И. Ф. Учено-комитетские рецензии. Выпуск II: 19011903
гг., Иваново, 2000, с. 114-117.
Предыдущее издание было на рассмотрении Ученого Комитета (15 ноября 1893 <г.> за N 1195) и
было "рекомендовано для фундаментальных и ученических, старшего возраста, библиотек средних
учебных заведений и для награды учащимся в мужских учебных заведениях не ранее перехода в VIII
класс, а в женских при выпуске или при переходе в педагогический класс".
Настоящее издание в составе первых трех томов есть точное воспроизведение предыдущего, да
эти томы едва ли подлежат какому-либо изменению, ибо в данный вид они приведены самим поэтом.
Отличие лее седьмого издания от предшествующих заключается в четвертом томе, где, по-видимому,
впервые собраны те произведения поэта, которые он не считал удобным включить в собрание своих
сочинений.
Не только для историка русской литературы, но и для всякого любителя классической русской
поэзии и вообще ее внимательного читателя четвертый том является долгожданным и дорогим
приобретением. Покойный поэт дал нам так мало ключей к своим произведениям, в виде ли литературных
воспоминаний, или полемики, или обнародованных писем, что читателю приходится нередко теряться в
догадках, если он только пожелает углубить свое непосредственное впечатление от той или другой
майковской пьесы. Четвертый том отчасти восполняет этот пробел в сведениях читателя о развитии
творчества нашего знаменитого поэта. Особенно важными в этом отношении являются "Смерть Люция"1
и "Олинф и Эсфирь"2. Первое из этих произведений увидело свет 20 лет спустя после второго и в
художественном отношении вообще представляется более разработанным: почему покойный поэт не
включил его в собрание своих сочинений и ограничился первой частью своей поэмы, написанной в 1852
году - "Три смерти"3, составило бы интересную задачу для исследователя и будущего биографа А. Н.
Майкова. Но во всяком случае и для учеников, которые будут иметь в руках настоящее издание
сочинений А. Н. Майкова, будет в высокой степени поучительным такой яркий пример строгого, почти
беспощадного отношения к своим творениям и столь возвышенный взгляд поэта на красоту словесного
творчества. Пьеса "Олинф и Эсфирь" интересна тем, что она составляет как бы первый эскиз к "Двум
мирам"4, которые, по справедливости, должны быть признаны венцом майковской поэзии.
Первые 29 пьес сборника, взятые из собрания 1842 года, имеют менее значения: на них нельзя
смотреть даже как на подготовительную ступень, потому что они относятся к 1842 году5, тогда как в
1839-м поэт дал свой классический "Сон"6, а "Призыв" ("Уж утра свежее дыханье") был написан еще в
1838-м году7. Из позднейших лет в сборник включен ряд стихотворений патриотического характера, и
между ними его, в свое время столь известная, "Коляска"8 (IV, 320), которую покойный поэт не помещал в
полном собрании своих сочинений. Последние сто семьдесят четыре страницы четвертого тома
посвящены четырем рассказам в прозе9: они передают до некоторой степени объединенные между собой
содержанием наброски из жизни русских в Италии: здесь проходят перед нами на фоне Флоренции и Рима
молодой энтузиаст Горунин, скульптор из крепостных Петров и несколько красивых силуэтов
итальянских женщин, детей, аббатов и художников. Рассказы не отличаются отделкой, и, по-видимому,
покойный поэт не придавал им особого значения.
В результате замечаний моих на седьмое издание сочинений Майкова, я считаю весьма полезным
допущение его в ученические, старшего возраста, библиотеки средних учебных заведений, а также
рекомендацию означенного "Собрания" для выдачи в награду учащимся старших классов средних
учебных заведений.
Примечения:
Стр.1