ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии детства
Педагогическая психология
учебные материалы для студентов заочного отделения
по курсу «Педагогическая психология»
для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология
Шуя 2010
УДК 159.953.5
ББК 88.840
П 24
Печатается по решению редакционноиздательского совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический
университет
Составитель:
кандидат психологических наук, Е. И. Рзаева
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ГОУ ВПО «ВГУ» В.А.Зобков
П 24 Педагогическая психология : Учебные материалы / Cост. <...> Данные учебные материалы разработаны в соответствии с программой учебной
дисциплины «Педагогическая психология» федерального компонента для специальности
050703.65 Дошкольная педагогика и психология и предназначена для студентов,
обучающихся по заочной форме обучения и сокращенному сроку. <...> Психология учения как специфическая форма познавательной
деятельности человека <...> Ученик как субъект учебной
деятельности
Глава III. <...> Психологические проблемы воспитания как предмет психологии
воспитания <...> Призвание как высший уровень направленности на достижение
педагогических результатов <...> Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
Программа дисциплины федерального компонента «Педагогическая
психология» для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и
психология
Литература
3
4
4
6
10
11
12
16
16
22
27
28
30
32
38
38
40
41
43
45
46
48
52
53
54
54
56
59
61
64
64
66
68
70
72
74
80
ВВЕДЕНИЕ
Учебные материалы разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины
«Педагогическая психология» федерального компонента
для специальности 05 0703.65
Дошкольная педагогика и психология и предназначена для студентов, обучающихся по
заочной форме обучения и сокращенному сроку. <...> Курс «Педагогическая <...>
Педагогическая_психология_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии детства
Педагогическая психология
учебные материалы для студентов заочного отделения
по курсу «Педагогическая психология»
для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология
Шуя 2010
Стр.1
УДК 159.953.5
ББК 88.840
П 24
Печатается по решению редакционноиздательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический
университет
Составитель:
кандидат психологических наук, Е. И. Рзаева
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ГОУ ВПО «ВГУ» В.А.Зобков
П 24 Педагогическая психология : Учебные материалы / Cост.: Е. И. Рзаева. – Шуя :
Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 74с.
Данные учебные материалы разработаны в соответствии с программой учебной
дисциплины «Педагогическая психология» федерального компонента для специальности
050703.65 Дошкольная педагогика и психология и предназначена для студентов,
обучающихся по заочной форме обучения и сокращенному сроку.
Учебные материалы помогут студентам, обучающимся на заочном отделении по
сокращенной программе овладеть курсом «Педагогическая психология».
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
Стр.2
Содержание
Введение
Глава I. Педагогическая психология как наука
1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии
1.2. Из истории педагогической психологии
1.3. Связь педагогической психологии с другими науками
1.4. Основная система понятий педагогической психологии
1.5. Методы педагогической психологии
Глава II. Психология учения как специфическая форма познавательной
деятельности человека
2.1. Характеристика учебной деятельности и ее структура
2.2. Учебная мотивация и ее формирование
2.3. Сущность процессов научения и его виды
2.4. Психологические механизмы усвоения знаний
2.5. Индивидуальные особенности учебной деятельности
2.6. Возрастные особенности усвоения знаний. Ученик как субъект учебной
деятельности
Глава III. Психология обучения как целенаправленного педагогического
процесса
3.1. Сущность процесса обучения
3.2. Обучаемость и ее основные компоненты
3.3. Психологические вопросы успеваемости
3.4. Организация процесса обучения
3.5. Формирование понятий в процессе обучения
3.6. Взаимодействие обучения и развития
3.7. Теории развивающего обучения
3.8. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я.
Гальперина
3.9. Индивидуализация и дифференциация обучения
Глава IV. Основные понятия психологии воспитания
4.1. Психологические проблемы воспитания как предмет психологии
воспитания
4.2. Воспитание и его закономерности
4.3. Психологические механизмы формирования личности
4.4. Механизмы формирования мотивации
Глава V. Педагог как субъект педагогической деятельности
5.1. Понятие о педагогической деятельности
5.2. Призвание как высший уровень направленности на достижение
педагогических результатов
5.3. Субъективные свойства педагога
5.4. Структура педагогических способностей
5.5. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
Программа дисциплины федерального компонента «Педагогическая
психология» для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и
психология
Литература
3
4
4
6
10
11
12
16
16
22
27
28
30
32
38
38
40
41
43
45
46
48
52
53
54
54
56
59
61
64
64
66
68
70
72
74
80
Стр.3