Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование языковой образовательной политики как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Монография - Архангельск, 2007. - 471 с. (290,00 руб.)

0   0
АвторыДружинина Мария Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц275
ID175362
АннотацияВ монографии исследуется проблема обеспечения качества подготовки специалистов. Рассмотрено несколько каналов воздействия на качество языкового образования как составляющей высшего профессионального образования. Инструментом целенаправленных воздействий выступает педагогическое явление языковой образовательной политики университета.
Кому рекомендованоДля специалистов в области теории и методики профессионального образования (педагогические науки), преподавателей и аспирантов высших учебных заведений.
Формирование языковой образовательной политики как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Монография - Архангельск, 2007. - 471 с. / М.В. Дружинина .— : [Б.и.], 2007 .— 275 с. — URL: https://rucont.ru/efd/175362 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» <...> М.В. Дружинина Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов Монография Архангельск Поморский университет 2007 УДК 378:81 ББК 74.580+81.001.2 Л 761 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Института непрерывного педагогического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Н.Ф. <...> Луговская Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского университета Дружинина, М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов : монография / М.В. Дружинина; Поморский гос. ун-т им. <...> Рассмотрено несколько каналов воздействия на качество языкового образования как составляющей высшего профессионального образования. <...> Инструментом целенаправленных воздействий выступает педагогическое явление языковой образовательной политики университета. <...> УДК 378:81 ББК 74.580+81.001.2 ISBN 978-5-88086-679-3 © Дружинина М.В., 2007 © Поморский университет, 2007 Посвящается 75-летию Поморского государственного университета, моим коллегам по университету, студентам, аспирантам, соискателям, магистрантам, слушателям и участникам различных курсов и программ, моим партнерам из многочисленных российских, зарубежных университетов и организаций — всем, без кого эта работа не могла быть выполнена Предисловие Целью данного монографического исследования является изложение теории и практики формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. <...> Материалы, представленные в монографии, предназначены для педагогов <...>
Формирование_языковой_образовательной_политики_как_фактора_обеспечения_качества_профессиональной_подготовки_современных_специалистов._Монография_-_Архангельск,_2007._-_471_с..pdf
Государственное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» М.В. Дружинина Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов Монография Архангельск Поморский университет 2007
Стр.1
УДК 378:81 ББК 74.580+81.001.2 Л 761 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Института непрерывного педагогического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Н.Ф. Радионова; доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена А.П. Тряпицына; доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Г.И. Воронина; доктор педагогических наук, профессор, ведущий сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования И.З. Сковородкина; доктор педагогических наук, доцент Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова И.Р. Луговская Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского университета Дружинина, М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов : монография / М.В. Дружинина; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Архангельск: Поморский университет, 2007. — 471 с. ISBN 978-5-88086-679-3 В монографии исследуется проблема обеспечения качества подготовки специалистов. Рассмотрено несколько каналов воздействия на качество языкового образования как составляющей высшего профессионального образования. Инструментом целенаправленных воздействий выступает педагогическое явление языковой образовательной политики университета. Для специалистов в области теории и методики профессионального образования (педагогические науки), преподавателей и аспирантов высших учебных заведений. УДК 378:81 ББК 74.580+81.001.2 ISBN 978-5-88086-679-3 © Дружинина М.В., 2007 © Поморский университет, 2007
Стр.2
Посвящается 75-летию Поморского государственного университета, моим коллегам по университету, студентам, аспирантам, соискателям, магистрантам, слушателям и участникам различных курсов и программ, моим партнерам из многочисленных российских, зарубежных университетов и организаций — всем, без кого эта работа не могла быть выполнена
Стр.3
Предисловие Целью данного монографического исследования является изложение теории и практики формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Результаты научного исследования, продолжавшегося более десяти лет, соответствуют научному направлению 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (педагогические науки). Материалы, представленные в монографии, предназначены для педагогов, преподавателей иностранных языков, специалистов в сфере профессионального образования различных профилей, организаторов учебного процесса в университетах, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, представителей университетских и внеуниверситетских сообществ, интересующихся вопросами: 1) обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов в университетах; 2) обеспечения качества языкового образования специалистов различных профилей как компонента и показателя качества профессионального образования специалистов; 3) взаимосвязи и взаимодействия языкового и профессионального образования специалистов как системы и подсистемы университетского образования; 4) интеграции научных дисциплин: теории и методики профессионального образования, педагогики, дидактики, политики, профессио-нальной лингводидактики, методики преподавания иностранных языков; 5) взаимосвязи и взаимообусловленности разных видов политик (языковой политики, языковой образовательной политики университета, политики качества) и разных уровней политики (мирового, европейского, государственного, регионального, институционального / университетского); 6) взаимосвязи понятий и взаимовлияния процессов формирования образовательного пространства разных уровней, образовательной среды университета, образовательного контекста взаимодействия субъектов образования, языковой образовательной среды университета; 7) теории и практики формирования языковой образовательной политики университета. Материалы исследования апробированы, внедрены в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова, частично в университетах Северо-Запада и других территорий России и рекомендуются к использованию: в системе повышения квалификации преподавателей университетов — специалистов по языковому и профессиональному образованию; в обучении магистрантов, аспирантов, соискателей и студентов старших курсов по программам различных специальных лекционно-практических курсов: «профессиональная лингводидактика», «лингводидактика и методика преподавания иностранных языков», «формирование языковой образовательной политики университета», «современная языковая ситуация и проблемы филологического образования»; в системе дополнительных образовательных услуг для широкого круга слушателей; в языковом и профессиональном образовании специалистов различных профилей; в организационно-управленческой системе университетов; в системе обеспечения и формирования гарантий качества профессиональной подготовки современных специалистов в университетах; для самообразования и профессионального роста представителей университетского и внеуниверситетских сообществ, стремящихся к самосовершенствованию и самореализации в условиях разнообразия образовательного пространства, многообразия языков, культур и профессий, непрекращающихся трансформационных процессов системы высшего профессионального образования, новых возможностей общеевропейского пространства высшего образования (EHEA) и общеевропейского пространства исследований (ERA). Результаты научного исследования целесообразно использовать как на занятиях под руководством преподавателей, так и самостоятельно. Автономное изучение материалов возможно как в аудитории, так и вне ее. Монографическое исследование является продолжением развития научных идей формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов, изложенные автором в предыдущих монографических исследованиях: «Языковая политика в условиях изменений образовательной среды» // «Развитие образовательного пространства на Европейском Севере России» (глава коллективной монографии); «От языковой политики к качеству образования», а также в других 70 научных публикациях по теме исследования. Монография «От языковой политики к качеству
Стр.4
образования» получила всероссийское признание, став лауреатом конкурса «Лучшая научная книга 2004». Авторская концепция многоязычия и регионоведения, разработанная в соответствии с идеями сущности формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов, содержание и оформление учебного пособия «Культура на Севере» с грифом УМО по педагогическому образованию отмечена дипломом всероссийского конкурса «Университетская книга 2006». Монографическое исследование посвящено изучению педагогического феномена — языковой образовательной политики университета, отличается новизной предлагаемой концепции формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов (сущности, принципов, модели формирования), разработанной на основе теоретических и практических предпосылок, представленных в материалах как научный базис методологии и практики исследования проблемы. В работе исследуется проблема обеспечения качества профессионально значимого языкового образования современных специалистов на основе различных способов взаимодействия языкового и профессионального образования как системы и подсистемы университетского образования. В исследовании решается и целый ряд частных задач: изучение тенденций и противоречий в развитии высшего профессионального образования, обеспечение качества образования специалистов в университетах как ответ на вызовы времени, анализ языкового образования специалистов как компонента и показателя качества их профессионального образования, исследование языковой образовательной политики университета в системе понятий об образовании, описание культурологического и синергетического подходов к исследованию проблемы и логики их реализации, изучение практических предпосылок исследования проблемы: нормативно-правовых документов, зарубежного опыта, отношения субъектов университетского и внеуниверситетского сообществ к языковому образованию современных специалистов как компоненту их профессиональной подготовки, разработка концепции формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов (сущности, принципов, модели); апробация, проверка, коррекция и реализация концепции формирования языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов на трех этапах предлагаемой модели: осознания, согласования и договоренности. Основными методологическими подходами, использованными автором для исследования проблемы, стали культурологический и синергетический, что существенным образом повлияло на все содержание концепции и логику ее практической реализации, результаты которой представлены в монографии в виде документов, анализов, обобщений, отчетов и научных публикаций. Работа состоит из предисловия, введения, 4 глав, 14 подразделов, выводов по каждой главе, заключения, приложений и библиографического списка (почти 800 работ). Иноязычные источники цитируются в переводе автора. Основной текст сопровождается многочисленными схемами, рисунками, таблицами, примерами документов, образцами творческих работ и научных разработок, выдержками из программ, учебно-методических разработок и пособий. Автор выражает огромную благодарность за ценные советы и критические замечания, полученные в ходе научного исследования, доктору педагогических наук, профессору Н.Ф. Радионовой и другим рецензентам, многочисленным коллегам из российских и зарубежных университетов, всем, кто помогал в издании книги. Автор будет благодарен читателям за их отзывы и пожелания, которые можно направлять по адресу: М.В. Дружининой, просп. Ломоносова, д. 4, Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, 163002 или: drushinina@pomorsu.ru Введение Актуальность исследования обусловлена изменениями социально-экономического, общественно-политического, социокультурного характера, происходящими в мировом и отечественном сообществе и оказывающими сильное влияние на систему профессиональной подготовки современных специалистов в университетах. Система высшего профессионального
Стр.5
образования находится в условиях модернизации, непрекращающейся трансформации и призвана политически комплексно (регулятивно, содержательно, процессуально) и адекватно (на основе понимания современной ситуации в образовании) реагировать на такие вызовы времени и новые требования к профессиональной подготовке специалистов в университетах, как: необходимость интеграции высшего профессионального образования России в международное единое образовательное пространство, в котором востребованы условия для академической, социальной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей; интернационализация и увеличение привлекательных для широкого круга лиц образовательных услуг университета; обеспечение высокого качества профессионального образования конкурентоспособных специалистов. Происходящие изменения постепенно осознаются субъектами образования, естественной реакцией на условия глобализации является стремление университетских сообществ к сохранению автономии, самостоятельности и своеобразия университетов в условиях поликультурности мира, многообразия образовательной деятельности и возрастающей конкуренции высших учебных заведений, что явилось одной из причин преобразования университетов в крупные научно-образовательно-производственные инновационные комплексы, центры воспроизводства, сохранения и приумножения культуры. В педагогическом и дидактическом аспекте образования специалистов возникла необходимость обеспечения вариативности образовательных программ, диверсификации моделей обучения, удовлетворения спроса на качество информационно-коммуникативной и профессиональной культуры образования специалистов, осуществления поиска баланса интересов субъектов образования, специалистов по языковому и профессиональному образованию, широкого круга лиц, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки специалистов в университете: работодателей, родителей, потенциальных потребителей образовательных услуг. В условиях интернационализации всех сфер жизнедеятельности людей (профессионально-трудовой, социальнобытовой, социально-культурной) резко увеличился спрос на качество языкового образования современных специалистов как неотъемлемой части, как обязательного компонента профессиональной подготовки, так как востребовано самостоятельное (без переводчиков) владение специалистами не только одним, но и двумя-тремя иностранными языками, их способность к восприятию многоязычных и поликультурных ситуаций и равноправное участие в них посредством делового, личного, профессионального общения (уст-ного и письменного) с партнерами, коллегами, контактными лицами. Также быстро в образовании изменяются требования и к организаторам учебного процесса, ко всему профессорско-преподавательскому составу университета, что вызвано необходимостью уметь быстро ориентироваться и реагировать в виде конкретных мер и действий на новые вызовы времени и требования к качеству образования специалистов. В условиях разнообразия, полифункциональности и специфики образовательной и педагогической деятельности, происходящих изменений в образовательном пространстве и среде на всех уровнях (мировом, европейском, государственном, региональном, институциональном / университетском) формируется политический контекст системы высшего профессионального образования, возрастает значимость образовательной политики всех уровней, измерений и такой ее составляющей, как мало изученный в педагогической науке феномен языковой образовательной политики университета. Необходимость обращения к политике возникает в условиях изменений, противоречий и проблем, поэтому в условиях трансформации системы высшего профессионального образования и с целью обеспечения высокого качества образования специалистов как никогда возрастает роль образовательной политики, но понимается она по-разному: действенное средство разрешения противоречий в сфере образования (В.И. Солдаткин), стремление к равновесию и балансу (Д. Брауэр, J. Toubon), обсуждение, диспут, дискуссия, деятельность (E. Holtmann), процесс, ответ на вызовы и проблемы (K. Rohe), взаимодействие разных групп интересов, совокупность субъектных позиций (И.Д. Фрумин), комплекс мероприятий (Н.Д. Гальскова), стратегия, развитие, решение [694; 743; 753] и другое. Понятие языковой политики в мировом сообществе в целом едино, но языковая политика в области образования нуждается в научной обоснованности, на что указывается в законе «О языках народов Российской Федерации». В мировой и отечественной науке понятия языковой политики (language policy, Sprachpolitik) и образовательной политики (educational policy, Bildungspolitik) рассматриваются, как правило, отдельно, особенно если речь идет о политике государственного,
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ