Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова»
Современное языковое образование
в системе «бакалавриат – магистратура –
аспирантура»
Монография
Под общей редакцией
доктора педагогических наук М.В. Дружининой
Архангельск
Поморский университет
2009
1
Стр.1
УДК 378.016:81)243
ББК 81.2-9+74.580.22
С 568
Авторы: Л.И. Агафонова (гл. 2), М.В. Дружинина (введение, гл. 1,
заключение), И.В. Ершова (гл. 1), Ю.А. Комарова (гл. 2),
А.В. Невзорова (гл. 3), М.Л. Соколова (гл. 3), С.А. Суслонова
(гл. 3)
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
РГПУ имени А.И. Герцена Э.В. Балакирева; доктор
педагогических наук, профессор СГПУ имени Н.Г. Чернышевского
В.И. Игошин; доктор философских наук,
профессор ПГУ имени М.В. Ломоносова Е.В. Кудряшова;
доктор филологических наук, профессор АГТУ А.М. Поликарпов;
доктор педагогических наук, профессор кафедры
методики преподавания математики ПГУ имени
М.В. Ломоносова М.В. Шабанова
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поморского университета
Современное языковое образование в системе «бакалавС
568
риат – магистратура – аспирантура» : монография / [Л.И. Агафонова,
М.В. Дружинина, И.В. Ершова и др.]; под общ. ред.
М.В. Дружининой; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: Поморский университет, 2009. – 227 с.
ISBN 978-5-88086-890-2
Монография содержит результаты исследования проблем языкового
образования в университетах. Впервые рассмотрены во взаимосвязи
и теоретически обоснованы способы обеспечения качества
языкового образования, формы самостоятельной работы студентов,
а также отечественный и зарубежный опыт в процессе реализации
Болонской декларации.
Для специалистов в области языкового образования в высшей
школе.
УДК 378.016:81)243
ББК 81.2-9+74.580.22
ISBN 978-5-88086-890-2
© Агафонова Л.И., Дружинина М.В.,
Ершова И.В. и др., 2009
© Поморский университет, 2009
2
3
Оглавление
Введение......................................................................................................
4
Глава 1. Университетское языковое образование в условиях
Болонского процесса
1.1. Глобализация и гармонизация сферы высшего образования....................................................................................
7
1.2. Зарубежный опыт языкового образования................... 46
Глава 2. Обеспечение качества языкового образования в университетах
2.1.
Интегративно-дифференцированный подход к процессу
обучения иностранным языкам........................... 66
2.2. Качество языкового образования как потребность и
необходимость...................................................................... 90
Глава 3. Организация самостоятельной работы студентов
3.1. Теоретические основы формирования самостоятельности
в современной системе «школа – вуз».............. 107
3.2. Проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов студентов......................................................... 138
3.3. Возможности языкового образования при формировании
информационной компетентности студентов.....................................................................................
173
Заключение.................................................................................................... 210
Библиографический список.................................................................... 213
Сведения об авторах................................................................................... 226
Стр.2
Введение
Актуальность и социальная значимость данного монографического
исследования заключается в поиске и разработке путей
совершенствования языкового образования в многоуровневой системе
современного университета. Усилия авторов направлены на
актуализацию стратегии развития языкового образования, подходов
в обеспечении качества языкового образования, самостоятельной
работы обучающихся в вузе, моделей языкового образования,
приемлемых в условиях Болонского процесса.
Содержание монографии ориентировано на решение главной
задачи – обеспечение качества языкового образования в системе
«бакалавриат – магистратура – аспирантура» в условиях модернизации
высшего профессионального образования. Результаты
исследования показывают, что готовых рецептов в решении этой
задачи быть не может. Качество языкового образования обеспечивается
совокупностью концептуальных идей, приемлемой для
конкретного университета. Прямое копирование достижений зарубежного
и отечественного опыта недопустимо. Разные подходы,
концепции, модели и идеи требуют анализа, проверки, апробации
в коллективах преподавателей и обучающихся. Именно поэтому
сегодня как никогда для университетского сообщества актуальны
и социально значимы диалог, принятие совместного решения и
его реализация на основе объединения усилий всех специалистов
и обучающихся в университете.
В работе обращается особое внимание на реализацию идей
Болонского процесса, отношение к которому как в Европе, так и
в России неоднозначно. Любая модернизация имеет свои плюсы
и минусы, сопровождается как достоинствами, так и недостатками.
Дискуссионность этого вопроса отражена в многочисленных
отечественных и зарубежных работах ученых: В.И. Байденко,
Г.А. Бордовский, Б.Л. Вульфсон, Л.С. Гребнев, А.С. Запесоцкий,
В.А. Козырев, Г.А. Лукичев, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, Н.Л. Шуби4
на,
O. Anweiler, C. Anz, W.J. Clancy, J. Fossland, M. Jung, G. Stangvik
и др. В монографии подчеркивается, что в настоящий период научные
разработки и практика образовательной деятельности нуждаются
в анализе, систематизации и предоставлении материалов общественности.
Именно эта цель и побудила авторский коллектив
к изложению результатов исследований в виде коллективной монографии.
Авторы показывают современное состояние языкового
образования в вузах, предлагают разные пути его оптимизации с
учетом накопленного научного и практического опыта работы в
системе высшего профессионального образования.
Современное языковое образование тесным образом связано с
другими гуманитарными и специальными дисциплинами в вузе.
Соответственно языковое образование рассматривается авторским
коллективом как обязательный компонент и неотъемлемая
составляющая университетского профессионального образования.
Исследование языкового образования сопряжено с разными научными
направлениями, поэтому в работе представлены материалы
специалистов в области педагогики, философии, методики преподавания,
теории и методики профессионального образования. Таким
образом, межпредметная связь предлагаемой темы отражена
как с позиций практической образовательной деятельности авторов,
так и с научной точки зрения.
В содержании монографии представлены различные понятия,
связанные с языковым образованием. В целом авторы признают
необходимость различения таких понятий, как компетенция и
компетентность; языковое и иноязычное образование; преподавание
родных и неродных языков и культур; самостоятельное и
автономное обучение; многоуровневость и разноуровневость в образовании;
подготовка по разным направлениям и специальностям
в вузе; образование специалистов и бакалавров, магистрантов,
аспирантов; языковая, образовательная политика и языковая образовательная
политика. В монографии отдельно не рассматривается,
но предполагается соблюдение преемственности в языковом
образовании между школой и вузом, между уровнями подготовки
в университете, в довузовском, вузовском и послевузовском образовании.
Предлагаемые
материалы имеют открытый характер, в каждом
конкретном университете логично продолжение разговора
по следующим направлениям: стратегия университета – языковая
образовательная политика университета – концепция развития
5
Стр.3
языкового образования – основная образовательная программа –
программы языковых дисциплин – рабочие программы – модели
языкового образования – подходы и технологии.
Авторы обращают особое внимание на то, что в условиях Болонского
процесса необходим постоянный поиск способов непрерывного
обновления языкового образования в системе «бакалавриат
– магистратура – аспирантура»; ориентации на потребности
общества, университета, обучающихся; организации и поддержки
постоянного диалога всех специалистов университета о путях
обеспечения качества языкового образования как компонента
профессионального; гармонизации языковой и профессиональной
подготовки обучающихся на всех уровнях университетской образовательной
системы; проведения просветительской работы о роли
и значении разных языков и культур; создания современных условий
языковой образовательной среды университета; формирования
ответственности каждого за результаты своей деятельности.
Предлагаемые материалы могут быть использованы на методологических
семинарах, курсах повышения квалификации, в
творческих мастерских, в специальных курсах для магистрантов
и аспирантов, на практических и лекционных занятиях для бакалавров,
магистрантов и аспирантов.
Глава 1
Университетское языковое образование
в условиях Болонского процесса
1.1. Глобализация и гармонизация
сферы высшего образования
В условиях современной глобализации и интеграции, проходящих
на экономическом, политическом и социокультурном уровнях
и охватывающих области, регионы, страны в целом, актуализируется
проблема формирования единого общеобразовательного
пространства. Одним из примеров этого явления на европейском
уровне является Болонский процесс. 19 июня 1999 года в городе
Болонья (Италия) 29 министров образования подписали Болонскую
декларацию, положившую начало Болонскому процессу.
В Болонской декларации четко определены основные задачи, решение
которых призвано гармонизировать системы высшего образования.
Принципиальным является то, что при достижении большей
сопоставимости и сравнимости систем высшего образования
уважается разнообразие культур, языков, национальных систем
образования и университетской автономии. В основе Болонского
процесса лежит разделяемое многими странами и академическими
организациями убеждение, что в эпоху глобализации необходимо
стремиться к максимальной совместимости систем высшего образования.
Поэтому Болонский процесс рассматривается в качестве
ответа на вызовы глобализации.
Глобализация представляет собой новое качественное состояние
мировых отношений. Она является следствием различных
объективных и субъективных факторов (информатизации общества,
развития производительных сил, меняющихся представ6
7
Copyright
ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Стр.4