ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов педагогических специальностей и направлений подготовки
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Плисенко Н. В. <...> Сиренко
Кафедра педагогики и психологии детства
П 38 Плисенко Н.В. <...> Порядок рождения и место ребенка в структуре семьи <...> Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья <...> 50
4
ВВЕДЕНИЕ
Семейное воспитание детей – общее название для процессов взаимодействия всех членов семьи с
ребенком. <...> Дестабилизация семейной
системы рождает множество социальных проблем (социальное сиротство, наркоманию, алкоголизм,
проституцию и мн.др.) <...> Семейное воспитание детей постепенно становится еще одним видом профессиональной деятельности
(И.А.Хоменко, 2009), даже появился новый термин: «профессиональное родительство»- термин
нобелевского лауреата Амитаи Этциони (A.Etzioni, 2005). <...> Психологи считают, что знание этих и многих других закономерностей развития современной семьи
может помочь людям в создании, укреплении семьи и более эффективном воспитании детей, тем более что
сейчас это необходимо нашей семье как никогда. <...> 5
Цель пособия – развитие профессиональной компетенции в области психолого-педагогической
помощи семье через освоение знаний о семье как о среде развития ребенка, о роли внутрисемейных
отношений в семейном воспитании, о психологии отцовства и материнства, о типах современной семьи и
способах внутрисемейного взаимодействия, а также через освоение технологий сопровождения разных
типов семей. <...> Хочется предупредить о «подводных камнях»
изучения «Психологических основ семейного
воспитания детей» как учебной дисциплины: бытующее представление о мистическом характере
происходящего в семье («такой уж он уродился»), кажущаяся легкость в овладении предметом <...>
Психологические_основы_семейного_воспитания_детей.pdf
Плисенко Н. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов педагогических специальностей и направлений подготовки
1
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Плисенко Н. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов педагогических специальностей и направлений подготовки
Шуя - 2010
2
Стр.2
ББК 74.9
УДК
37018.1
П 38
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Владимирского государственного
университета В.А.Зобков
кандидат педагогических наук, профессор Ивановского института гос.противопожарной
службы МЧС России В.М.Сиренко
Кафедра педагогики и психологии детства
П 38 Плисенко Н.В. Психологические основы семейного воспитания детей:
Учебное пособие. – Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - с.
В данном учебном пособии отражены основные вопросы авторского курса по выбору с
аналогичным названием. Представлены анализ известных исследований по проблемам семейного
воспитания детей, а также результаты авторских работ. Адресовано студентам (бакалаврам,
специалистам и магистрантам) и слушателям, обучающимся по психолого-педагогическим
специальностям (направлениям подготовки), исследователям, а также широкому кругу
специалистов в области образования и воспитания; пытливым родителям.
Плисенко Н.В., 2010
ГОУ ВПО «ШГПУ»,
2010
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………………. …. 3
1. СЕМЬЯ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ …….. …… ………………………. ….
6
1.1. Семья как объект исследования в науке и религии
1.2. История возникновения брачно-семейных отношений
1.3. Ультрасовременные концепции семьи
1.4. Основные функции и типология семей
2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СЕМЬИ - УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ .. . ………. 10
2.1. Влияние жилищных условий на развитие ребенка
2.2. Социокультурный уровень семьи
2.3. Состав семьи как объективный фактор развития ребенка
2.4. Особенности среды в неполной семье
2.5. Условия воспитания в сложной многопоколенной семье
2.6. Порядок рождения и место ребенка в структуре семьи
3. РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………...….
3.1. Супружеские отношения
3.2. Родительско-детские отношения
3.3. Детско-родительские отношения
3.4. Взаимоотношения между детьми
3. ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА …………………………. …… 18
4.1. Этапы формирования отцовства в онтогенезе
4.2. Девиантное отцовство
4.3. Отцовство как условие воспитания ребенка
4.4. Эмоциональная связь матери с ребенком
4.5. Роль матери и отца в воспитании детей
5. ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ - ОСНОВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………
5.1. Функции родительской любви
5.2. Любовь условная и безусловная
5.3. Возможности родителей в установлении контакта с ребенком
5.4. Условия установления с ребенком душевного контакта
6. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………..
22
28
6.1. Проблемы взаимоотношений в неполных семьях
6.2. Особенности взаимоотношений в одно- и многодетных семьях
6.3. Особенности взаимоотношений в распадающихся семьях
6.4. Роль семейных отношений в возникновении хронических заболеваний
6.5. Особенности отношений в алкогольных семьях
6.6. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
7. СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ…………………… …………. 37
7.1. Воспитывающее внушение
7.2. О неэффективности физических наказаний
7.3. Приемлемые формы наказаний и поощрений
7.4. Прием активного слушания в семейном воспитании
7.5. Мотивы обращения родителей за помощью в воспитании детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 47
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)………………………………………
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ………………………….
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….
49
50
4
Стр.4