Иннокентий Анненский. Речь о Достоевском
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский, М., "Наука", 1979
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Господа!
Вы прослушали сегодня несколько, очень немного правда,
избранных страниц из написанного Достоевским. Я нимало не сомневаюсь, что
придет время, когда вы перечитаете гораздо больше страниц из его сочинений,
когда над многими страницами вы глубоко задумаетесь, многие страницы
полюбите. Но уже и теперь я уверен, верно, симпатии к Достоевскому в вас
есть. Достоевский всегда нравился разнообразному кругу читателей, а критика
отметила в нем большой талант с его первого шага на литературном поприще.
После смерти, однако, Достоевский приобрел еще большую известность: в
библиотеках сочинения его читаются положительно нарасхват, в книжных
магазинах то и дело приходится слышать требование его книг; у его гроба
перебывал чуть ли не весь читающий Петербург; во всех углах Росс<ии> читают
и помнят Дост<оевского>, собирают деньги ему на памятник {1}. Что же
возбудило такие живые симпатии, какова заслуга его перед родиной?
Прежде всего, господа, значение Достоевского заключается в том, что он
был истинный поэт. Этим словом, мне кажется, сказано уже очень много.
Все мы, обыкновенные люди, каждый день спокойно, не волнуясь и не
содрогаясь, пробегаем газетные строки, где рассказывается о разных случаях
человеческого страдания: дифтер<ите>, голоде, самоубийств<ах>. Прочтем, что
умер такой-то, что, отчего он убил себя, неизвестно, и забудем самый случай
или начнем сравнивать его с другими, нам уже известными. Часто встречаем мы
нищего и, отказав ему в подаянии, к<ото>рое нам ничего не стоит, бросим
потом деньги на пустейш<ее> удовольствие. Таких случаев мы можем насчитать
много. И все это вовсе не показывает, что мы дурные люди, а просто, что мы
обыкновенные люди. На поэта различные житейские случаи,
особенно
человеческое горе (пережив<ать> чуж<ое> горе вообще легче, чем чужую
радость), оказывают далеко не такое влияние. Вот, напр<имер>, может быть,
уже известный вам случай. В одном обществе, где был и Гоголь, рассказывали
грустный случай: о том, как бедн<ый> чиновник, долго сберегая остатки из
своего скудного жалованья, купил себе охотничье ружье. Ружье это украли, и
он сошел с ума. Беседа, конечно, перешла вслед за этим рассказом на другие
предметы, но Гоголь был весь вечер очень задумчив, а через несколько недель
появился его чудный, полный поэзии и любви к людям рассказ "Шинель" {2}.
Покойный Некрасов после рассказ<ов> Достоевского о ссылке и жизни в Сибири
написал свою поэму "Несчастные". Сам Достоевск<ий>, прочитав в окт<ябре>
1876 г. газетн<ые> изв<естия> о том, как из окна четвертого этажа
выбросилась молодая женщина с образом в руках, написал свой прелестный очерк
"Кроткая". Рассказ "Мальч<ик> у Хр<иста> на елке" он написал тоже после
газетной заметки о замерзшем нищем.
Поэт, господа, в эт<ом> отнош<ении> и счастливее и несчастнее нас.
Гончаров говорит, например, что он пишет свои романы, только когда его
поэтич<еские> образы превратятся в почти осязаемые, ясные призраки {3}. Как
же тяжело, должно быть, поэту видеть перед собой страдающих людей и
переживать в себе их страдания. Но зато, господа, поэт имеет возможность
высказаться и этим как бы оплакать поразившее его страдание. Он имеет
возможность изобразить горе в той художеств<енной> ф<орме>, которая, не
возбуждая более острого и жгучего чувства, пробуждает в читателе ряд новых
мыслей и новых симпатий.
Итак, прежде всего поэт отзывчивее обыкновенных людей, затем он умеет
передавать свои образы в живой, доступной другим и более или менее
прекрасной форме. По поводу отзывчивости поэта нельзя не вспомнить
прелестное стихотв<орение> Пушкина "Эхо", где поэт сравнивается с отголоском
всевозможных звуков природы.
Но одна отзывчивость и изображение впечатлений в живой форме еще не
составляют поэзии. Отчего, думаете вы, поэтическое произведение оставл<яет>
часто больший след в душе человека, более поднимает и развивает человека
нравственно, чем само то событие, которое в этом произведении изображено,
чем живое впечатление?
Дело в том, что поэт вкладывает в изображ<ение> свою душу, свои мысли,
наблюд<ения>, симпатии, заветы, убеждения.
Он живет в своем произведении: чувствует, думает, радуется и плачет со
Стр.1