Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Средневековые легенды и западноевропейские литературы (198,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлов А. Д.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц265
ID175273
АннотацияВ этой книге собраны работы, посвященные некоторым легендам Средневековья. На сложных путях от мифа к литературе, по крайней мере, в рамках средневековой культуры, всевозможным легендам принадлежит доминирующая роль. Включенные в эту книгу исследования преследуют каждый раз одну и ту же цель — выявить пути формирования средневековых легенд, особенности их функционирования и их последующую судьбу.
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков, филологов и всех интересующихся литературоведением и историей культуры.
ISBN978-5-9551-0150-0
УДК821.0
ББК83.3(0)9
Михайлов, А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы / А.Д. Михайлов .— Москва : Языки славянской культуры, 2006 .— 265 с. — (Studia philologica. Series minor) .— ISBN 978-5-9551-0150-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/175273 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Д. МИХАЙЛОВ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Я З Ы К И С Л А ВЯ Н С КО Й К УЛ ЬТ У Р Ы 4&3*&4 . <...> Они могут быть смутными ос! татками былых мифов, каким!то образом застрявшими в пове! ствовании, в изложении легенды и не играющими никакой роли в развитии сюжета; таковы, например, лошадиные уши короля Марка в ряде версий легенды о Тристане и Изольде. <...> Героями очень многих легенд оказываются борцы за веру, что равносильно героям, отстаивающим интере! сы родной страны, ее силы, ее государственности. <...> Артуровские легенды были в эпоху Средних веков не толь! ко самыми популярными, но и наиболее продуктивными. <...> Именно артуровские легенды, в силу своей универсальнос! ти и множественности вышли за рамки Средневековья и обре! ли как бы новую жизнь в определенные моменты развития ев! ропейской культуры — в эпоху Возрождения, в периоды ро! мантизма, символизма, неоромантизма и, вероятно, и позже. <...> АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 1 Так называемые «артуровские легенды» 1 прошли в своей эволюции несколько этапов, многообразно отразившись в па! мятниках духовной и материальной культуры народов Евро! пы — от архивольта северных дверей собора в Модене, дати! руемого 1096 или 1106 годом 2, от валлийских «романов» IX— XI вв., составивших «Мабиногион», до обширнейших проза! ических циклов конца Средневековья. <...> В этом длинном ряду книга Мэлори — «как бы прощание с миром легенд и вымыс! ла куртуазной поры» 3. <...> Но значение книги Мэлори не только в этой завершаемости важного этапа культурного развития. <...> Действительно, на Мэлори история литературных обрабо! ток артуровских легенд не прекращается. <...> Даже наоборот: именно с Мэлори и некоторых более молодых его современни! <...> Paris, 1929; Arthurian literature in the Middle ages / Ed. by R. <...> Кельтский элемент в созидании артуровских легенд — древнейший и наиболее значительный. <...> Кельтская цивилизация является одной из великих цивили! заций древней Европы 7. <...> 5 Мы имеем в виду, в частности, авантюрный роман «Тристан <...>
Средневековые_легенды_и_западноевропейские_литературы_.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Средневековые_легенды_и_западноевропейские_литературы_.pdf
А. Д. МИХАЙЛОВ Андрей Дмитриевич Михайлов, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН, родился в Москве в 1929 году. В 1955 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ. В 1958 г. окончил аспирантуру Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. Во время обучения в университете, в аспирантуре и последующее десятилетие занимался в основном широким кругом проблем, связанных с литературой и культурой эпохи Возрождения, что не мешало ему обращаться к творчеству писателей иных эпох (Ростан, Мариво, Стендаль, Мериме и др.). С начала 70-х годов А. Д. Михайлов стал усиленно заниматься медиевистикой, чему посвящены три его монографии: «Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе» (1976, 2-е изд. 2006), «Старофранцузская городская повесть (фаблио) и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры» (1986, 2-е изд. 2006), «Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики» (1995). С конца 80-х годов занимается изучением творчества Марселя Пруста. А. Д. Михайлов является заместителем Председателя редколлегии серии «Литературные памятники» (в этой серии им подготовлено не менее пятнадцати научных изданий). Был членом Главной редакции «Истории Всемирной литературы». Является членом редколлегии журнала «Известия РАН. Серия литературы и языка». ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ А. Д. МИХАЙЛОВ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Стр.1
   СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ   
Стр.4
��� 83.3(0)9 � 69 � 69 �������� �. �. ������������� ������� � ������������������ ���������� / ���. �������� ����; ��-� ������� ���������� ��. �. �. ��������. — �.: ����� ���������� ��������, 2006. — 264 c. — (Studia philologica. Series minor). �������� �������������. �� ������� ����� �� ���� � ����������, �� ������� ����, � ������ ������������� ��������, ������������ �������� ����������� ������������ ����. ���������� � ��� ����� ������������ ���������� ������ ��� ���� � �� �� ���� — ������� ���� ������������ ������������� ������, ����������� �� ���������������� � �� ����������� ������. ��� 83.3 � ���������� ��������� ������������ ������� �. �. ������� «�������� � �����», 1864; �� ������ �������� ��������� — �. �. �������� � ����. ���������� �. ��� (����������) ISBN 5-9551-0150-0 � ���� ����� ������� ������, ����������� ��������� Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 5-9551-0150-0 © �. �. ��������, 2006������ © ����� ���������� ��������, 2006
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Артуровские легенды и их эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 История легенды о Тристане и Изольде . . . . . . . . . . . . . . . .65 1. Легенда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65 2. Параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 3. Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122 4. Эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 5. Судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169 Гильом Оранжский в исторических легендах и эпической традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Стр.6
ОТ АВТОРА На сложных путях от мифа к литературе, по крайней мере в рамках средневековой культуры, заняли свое место легенды. Можно с уверенностью сказать, что почти вся литература Средневековья легендарна. Все сюжеты ее — это так или ина че разработанные, осмысленные, изложенные легенды. Причем в большинстве своем легенды эти — свои, локальные, местные, то есть тоже средневековые исключительно. Они не являются ни в коей мере пересказом архаичных мифов, они берут из та ких мифов только отдельные мотивы, только определенный взгляд на действительность, только к этой действительности отношение. Так, среди памятников литературы Средних веков мы не найдем ни растиражирования космогонических мифов, ни рассказов, простых и незамысловатых, о первопредках о культурных героях, о духах, вмешивающихся в судьбы людей, в судьбы племени или социума. Но отдельные черты и перво предков, и культурных героев, и, особенно, беспокойных духов в персонажах средневековых легенд отыскиваются легко. Для средневековых легенд отдельные сюжеты и мотивы арха ичных мифов — это благодарный строительный материал. Так что здесь нет рубежа, нет противостояния. Даже напротив. Из мифов пришли в средневековые легенды мотивы противо борства с великанами, с полуфантастическими чудовищами, во обще со сверхъестественными силами, мотивы плавания наугад по бурному морю без весел и паруса или опасного блуждания в лесных дебрях. Правда, черты эти подчас едва заметны, так как являются не основой сюжета, а приемами его оформления. Это скорее лишь только следы. Они могут быть смутными ос татками былых мифов, какимто образом застрявшими в пове ствовании, в изложении легенды и не играющими никакой роли в развитии сюжета; таковы, например, лошадиные уши короля Марка в ряде версий легенды о Тристане и Изольде. Дело в том, что, в отличие от легенд, мифы раскрывают и объясняют глубинные процессы бытия — создание человека, сложение племени или рода, взаимоотношения их с окружающей приро дой, с высшими, надмирными силами, нередко принимающими
Стр.8
8 От автора антропоморфные формы. С легендами — иначе. В отличие от достаточно статичных, немногословных мифов, легенды по движны, изменчивы и в своих терминах могут описывать как кардинальные моменты существования средневекового обще ства и средневекового человека — государственное строитель ство, «собирание земель», отпор слишком настойчивым ино земцам, так и более частные, более личностные ситуации — взаимоотношения внутри не только племени или рода, но и вну три семьи, рыцарское побратимство, рыцарственную «любовь издалека», поиски какихлибо заветных предметов, в том числе поиски невесты (в данном случае влияние мифов, «память» о них еще достаточно ощутимы), и просто по сути дела бесцель ные поиски приключений. Корни мифов уходят в глубокую архаику, корни легенд— здесь, перед нами, они по большей части лежат на поверхности. Мифы универсальны, средневековые легенды конкретны и по своему историчны. Историчны двояко — они повествуют о ка комлибо историческом факте, придавая ему достаточно вну шительные масштабы (ведь сам исторический факт может быть и вполне незначительным, вроде битвы в Ронсевальском уще лье; битва, видимо, действительно имела место, но ничего не решала, а ее основной участник, рыцарь Роланд, был слишком незначительным историческим персонажем). Но историзм ле генды может быть и иным. Некоторые легенды окрашивают в загадочные, феерические тона повествование о судьбах того или иного знатного рода, вроде увлекательного рассказа об обо льстительной девезмее, или девептице Мелюзине, сыгравшей заметную роль в укреплении рода Лузиньянов. Повторим: в основе средневековых легенд лежит, как пра вило, какоето историческое событие, которое может теряться в глубине веков, либо быть относительно недавним. В любом случае рассказ о таком событии или о некоем значительном персонаже оформляется в легенде по определенным стандар там, нередко заимствованным из мифологической архаики. И этому не противоречит основная идеологическая установка средневековых легенд: в большинстве из них либо как непре менный фон, либо как основной смысл легенды присутствует
Стр.9
От автора 9 идея противостояния двух миров, находящихся в непримири мом антагонизме. Героями очень многих легенд оказываются борцы за веру, что равносильно героям, отстаивающим интере сы родной страны, ее силы, ее государственности. Конфессио нальные конфликты лежат в основе очень многих средневеко вых повествований. Вот почему христианские идеи играют в средневековых легендах такую большую роль (и это являет ся отражением реально существовавшего непримиримого столкновения христианского мира с миром «неверных»). Ряд легенд, не имеющих далеких, глубинных корней, посвящен от крытой и незамысловатой конфронтации христианского мира с миром нехристианским. Первый, христианский мир в таких легендах непременно торжествует, наиболее яркие его оппо ненты в конце концов переходят в лагерь недавних своих про тивников и сами, как обычно все неофиты, становятся еще бо лее убежденными борцами за новую для них веру. Между про чим, эта борьба за торжество христианства вполне логично со четатеся с укреплением христианской же государственности. В других легендах христианское начало присутствует в иной форме. Оно одухотворяет такие легенды, составляет их идео логическую основу. В подобных легендах обычно речь идет о подвигах благочестия (монашестве, отшельничестве, благо творительности), вершиной чего являются поиски Святого Грааля (как чаши евхаристии), которые увенчиваются успехом только при соблюдении определенных моральных правил и ис полнении целого ряда зароков. Вполне понятно, что и противостояние нашествиям язычни ков (так называемых «сарацин»), и поиски Грааля (и то, и дру гое — это вполне героические деяния) связаны между собой. Когда христианская государственность защищена и упрочена, можно подумать и о приобщении к христианской святыне, то есть отправиться на поиски таинственной чаши Грааля. Но как бы подготовкой к ним, этим поискам, причем, подготовкой под час совершенно неосознанной, явились многочисленные рыцар ские странствия в поисках неведомых и непредсказуемых при ключений — для приобретения соответствующих навыков, проверки своей силы, сноровки и находчивости, подтверждения
Стр.10
10 От автора своего права войти в рыцарское братство, собирающееся, обыч но на праздник Троицы, к Круглому Столу короля Артура и за нять подобающее этому рыцарю место. Артуровские легенды были в эпоху Средних веков не толь ко самыми популярными, но и наиболее продуктивными. Во первых, у них была уже удаленная в прошлое мифологическая и легендарная же основа, вовторых, они соответствовали как утопическим настроениям средневекового рыцарства, так и по литическим устремлениям высших кругов тогдашнего обще ства, втретьих, своей открытостью и повествовательной кон структивностью они давали широчайший простор для создания на их основе и по их моделям все новых и новых частных ле генд, вплетающихся в универсальную легенду о справедливом, величественном и героическом социуме, которым является Ар турово королевство (а скорее, всемирная империя). Само собой разумеется, в этом социуме могли возникать, так сказать, «ме стные» конфликты, соперничества, противостояния, не затра гивающие социум в целом. Королю Артуру крайне редко при ходилось вмешиваться в эти столкновения противоположных интересов и своей верховной властью наводить порядок. Иног да рассказ о таких конфликтах становился сам автономной и от части универсальной легендой, как произошло с повествовани ем о любви Тристана из Леонуа и Изольды Белокурой. Именно артуровские легенды, в силу своей универсальнос ти и множественности вышли за рамки Средневековья и обре ли как бы новую жизнь в определенные моменты развития ев ропейской культуры — в эпоху Возрождения, в периоды ро мантизма, символизма, неоромантизма и, вероятно, и позже. Показательно, что легенды о Гильоме Оранжском и даже о Карле Великом и его отважном племяннике Роланде, как бо лее локальные — и исторически, и идеологически, — не были столь же дружно и с таким же энтузиазмом подхвачены в по следующие века. В этой небольшой книге собраны работы, посвященные лишь некоторым из легенд Средневековья. За пределами кни ги остались, например, легенды, тесно связанные с Ближним Востоком и его культурой (скажем, легенда о Семи мудрецах).
Стр.11
От автора 11 Написанные в разное время, но тем не менее включенные в книгу, эти работы преследовали каждый раз одну и ту же цель — выявить пути формирования средневековых легенд, особенности их функционирования и их последующую судьбу. За последние десятилетия появилось очень большое число новых работ, посвященных легендам Средневековья. У меня не было возможности все их внимательно изучить и даже в ряде случаев просто на них сослаться. Исключения сделаны только для исследований выдающихся, да и то далеко не для всех. В заключение мне хотелось бы с благодарностью вспомнить моих учителей, коллег и друзеймедиевистов Д. Е. Михальчи, И. Н. ГоленищеваКутузова, Б. И. Пуришева, М. И. Стебли наКаменского, ЖанаШарля Пайена, А. Я. Гуревича, Е. М. Мелетинского, Шарля Фулона, Н. Я. Рыкову, Жанну ВатлеВиллем, Ю. Б. Корнеева.
Стр.12