Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2 (198,00 руб.)

0   0
Первый авторПанов М. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц846
ID175246
АннотацияВ двухтомнике М.В.Панова "Труды по общему языкознанию и русскому языку" собраны работы, отражающие многогранность научной деятельности ученого. Это статьи, а также отрывки из коллективных монографий, руководителем и вдохновителем которых был Михаил Викторович. Многое из публикуемого давно стало библиографической редкостью, например, содержащий глубокие новаторские идеи теоретический проспект монографии "Русский язык и советское общество", опубликованный в 1962 г. в Алма-Ате тиражом 550 экземпляров. Название разделов в двухтомнике отражает сферу научных интересов М.В.Панова, однако распределение его работ по предлагаемым разделам носит по необходимости условный характер. Так, статья "О частях речи в русском языке" помещена в раздел "Общие вопросы теории" (1-й том), а "О грамматической форме" - в раздел "Морфология и словообразование" (2-й том), хотя обе эти статьи разрабатывают теорию грамматики. Мысль М.В.Панова не укладывается в жесткие рамки любой рубрикации. У него нет чисто описательных работ. Все его работы носят теоретический характер.
Кому рекомендованоИздание рассчитано на научных работников, аспирантов и специалистов в области общего языкознания.
ISBN978-5-9551-0190-Х
УДК81
ББК81.031
Панов, М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2 / М.В. Панов .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 846 с. — (Классики отечественной филологии) .— Под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой .— ISBN 978-5-9551-0190-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/175246 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

От факта к обобщению, от уровня к уровню, от позиционного чередования звуков до закономерной смены художественных систем — такова духовная вертикаль, выстроенная ученым. <...> Это нанесло 14 Личность огромный ущерб не только отечественному языкознанию, но и всей филологической науке, всей гуманитарной культуре. <...> Наконец, [п] в этой позиции потеряло два различительных свойства: противопоставленность по твердости-мягкости (перед [т] возможны только твердые губные) и по звонкости — глухости (перед [т] возможны только глухие). <...> Эти единицы должны быть больше, чем единицы, непосредственно составляющие синтагму; например, изучая звуковые единицы [п] и [т], их сочетаемость, мы берем их в пределах слова. <...> Если изучаются синтагматические отношения звуковых единиц, то бóльшая единица, в пределах которой находится синтагма, должна быть определена в плане единиц значения (например, слово, морфема); если же изучаются синтагматические отношения значимых единиц, то бóльшая единица должна быть определена в плане единиц обозначающих, звуковых (например, сочетаемость морфем надо было бы изучать в пределах фонетического слова, т. е. такта: такт больше морфемы в том значении, какое было указано раньше). <...> К А могут присоединяться два зависимых элемента: Б1 — флексия -а с предшествующим суффиксом, который обусловлен этой флексией и характером основы; например, учительница, писательница, ткачиха и т. д. <...> В отличие от согласования, этот выбор определяет не флексия главного слова, а его основа. <...> Чередование фонем 〈г—з’〉 здесь не вызвано типизированными условиями окружения, а индивидуально определяется именно этим, единичным окружением 11. <...> Тип А в области фонетики — это чередование фонем (ср. друг — дру11 Чередования типа А могут быть описаны по схеме, предложенной выше (с. <...> Тип В — случай, когда чередования вариантов фонем отсутствуют (пример — фонема 〈ч’〉). <...> Потеря продуктивности, сокращение числа слов, в которых представлен данный <...>
Труды_по_общему_языкознанию_и_русскому_языку._Т._2..pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.12
Труды_по_общему_языкознанию_и_русскому_языку._Т._2..pdf
Стр.1
Стр.3
М. В. ПАНОВ Т РУДЫ ПО ОБЩЕМУ ЯЗЫКОЗН АНИЮ И РУССКОМУ ЯЗЫК У ТОМ 2 ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2007
Стр.6
 81.031  16         ()   03-04-16133  . .  16       . . 2 /  . . . , . . . — .:   , 2007. — 848 . — (  ).  . . ,            . ,  «     »    «  » (1- ),  «    » —   «  » (2- ),       .  . .        .      .      .  »  ,     .  ,      ,       .       , ,        «    »,   1962 .  -  550 .        ISBN 5-9551-0190-   . .  «      81.031 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 5-9551-0190- © . . , . . , , 2007 ©   , 2007 
Стр.7
Оглавление Личность...................................................................................................................9 IV. Вопросы теории Языковые антиномии как внутренние стимулы развития языка......................17 О некоторых общих тенденциях в развитии русского литературного языка ХХ в. ...........................................................23 О развитии русского языка в советском обществе (К постановке проблемы) ..............................................................................43 Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики........................................63 Из Проспекта коллективной монографии «Русский язык и советское общество».........................................................85 Словообразование .............................................................................................85 Словоизменение..............................................................................................122 Синтаксис........................................................................................................144 Фонетика.........................................................................................................158 Письмо (графика и орфография)......................................................................171 Стилистика......................................................................................................176 V. Морфология и словообразование Фрагменты из монографии «Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского языка»...................................197 Аббревиация ...................................................................................................197 Степени членимости слова на морфемы..........................................................203 О членимости слов на морфемы ........................................................................207 О степенях членимости слов ..............................................................................218 О переводах на русский язык баллады «Джаббервокки» Л. Кэрролла..........223 О наложении морфем..........................................................................................233 Предсказуемость алломорфа..............................................................................242 О позиционных чередованиях в фонологии и морфонологии........................250
Стр.8
6 Оглавление О «скрытых» грамматических значениях .........................................................260 О значении вида у глагола..................................................................................265 Об изучении русского словообразования .........................................................269 Отношение частей речи к слову.........................................................................282 К проблемам грамматики современного русского литературного языка......286 VI. Преподавание русского языка Лингвистика и методика преподавания русского языка .................................305 Усложнить, чтобы упростить.............................................................................322 Два анализа? Об изучении состава слова в школе...........................................329 О способе определения однокоренных слов.....................................................337 Об изучении русских падежей в национальной школе ...................................342 Числительное в новом учебнике........................................................................359 Типология лексических ошибок, вызванных взаимодействием языковых систем............................................................373 VII. Поэтика Ритм и метр в русской поэзии............................................................................387 Ритм и метр в русской поэзии. Статья вторая. Словесный ярус ....................423 Из рассказов о русском стихе. Тактовик...........................................................446 Рассказы о русском стихе. Пиррихий................................................................464 Рассказы о русском стихе. Цезура .....................................................................472 Рассказы о русском стихе. Логаэдический стих...............................................485 Сочетание несочетаемого ...................................................................................496 Даниил Хармс ......................................................................................................525 Сценическая речь и театральные системы........................................................551 Фонетика поэзии..................................................................................................567 VIII. История отечественного языкознания О «Российской грамматике» А. А. Барсова ......................................................587 О преподавании «Истории отечественного языкознания» .............................601 Московская лингвистическая школа: 100 лет ..................................................615 Из истории изучения русской фонетики...........................................................647 Из истории отечественного языкознания 20—40-х гг. Н. Ф. Яковлев (1893—1974)........................................................................707 [Рецензия на кн.:] Ф. Д. Ашнин, В. М. Алпатов. «Дело славистов». 30-е годы. М.: Наследие, 1994.....................................................................715
Стр.9
Оглавление 7 Значение трудов Д. Н. Ушакова и Н. Н. Дурново для становления фонологии ........................................................................724 Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова............................730 Д. Н. Ушаков. Жизнь и творчество....................................................................742 Воспоминания об Алексее Михайловиче Сухотине........................................776 Александр Александрович Реформатский........................................................789 Р. И. Аванесов — фонолог..................................................................................802 Фонологические взгляды К. В. Горшковой ......................................................813 О теории русской интонации Е. А. Брызгуновой.............................................818 Список трудов М. В. Панова..............................................................................823 Summary................................................................................................................835 Contents.................................................................................................................836
Стр.10
Личность «Человек он был». Эта цитата из «Гамлета» — своего рода пароль, необходимый для того, чтобы войти в мир Панова, адекватно воспринять созданное им как ученым и как литератором. В науке нет абсолютных авторитетов, любая концепция не только может быть оспорена, но и объективно нуждается в испытании противоположной точкой зрения. «Каждый человек имеет право на несогласие» — любимое изречение Михаила Викторовича. В литературе, в искусстве в целом нет и быть не может монополии на художественное совершенство — ни у отдельного творца, ни у стилевого направления. «Победитель будет побежден» — так Панов объяснял сущность литературной эволюции в своих лекциях по истории русской поэзии. Но вечно-незыблемые ценности существуют, и связаны они прежде всего с человеческой природой. Свободное развитие личности — вот идеал, оспорить который невозможно, а практически реализовать в своей жизненной практике удается очень немногим. Феноменальность Панова — в том, что он непрерывно развивался как личность. В юные годы он задался вопросами, ответы на которые искал и находил до последнего дня. В семьдесят лет он ощутимо отличался от себя шестидесятилетнего, его взгляды изменялись, оценки уточнялись. На восьмом десятке лет он сохранял чувствительность и любопытство к новым научным и философским идеям, к литературно-эстетическим веяниям конца XX столетия. Эта особенность его личности и его многогранной деятельности поистине беспримерна. Панов любил образные аналогии со световым спектром. Даже системные эпохи в истории русского произношения он обозначил цветами радуги — от «пурпурной» (книжный язык первой половины XVIII века) и «лиловой» (бытовой язык того же периода) до «оранжевой» (речь старшего поколения в XX веке) и «алой» (речь младшего поколения в XX веке). И его личность, его биография, вся совокупность его научных и литературных произведений — это целый спектр, насчитывающий не менее семи ярких цветов (а оттенков, конечно, еще больше). Эстетик. Поэт. Языковед. Литературовед. Педагог. Организатор научноисследовательского процесса. Гражданин.
Стр.12