Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Литературное произведение: теория художественной целостности (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГиршман М. М.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц557
ID175189
АннотацияПроблемными центрами книги, объединяющей работы разных лет, являются вопросы о том, что представляет собой произведение художественной литературы, каковы его природа и значение, какими могут быть адекватные его сути пути научного анализа, интерпретации, понимания. В первой части книги рассматривается становление понятия о произведении как художественной целостности при переходе от традиционалистской к индивидуально-авторской эпохе развития литературы. Вторая часть представляет собою развитие теории художественной целостности в конкретных анализах стиля, ритма и ритмической композиции стихотворных и прозаических произведений. В третьей части конкретизируется онтологическая природа литературного произведения как бытия-общения, которое может быть адекватно осмыслено диалогическим сознанием в свете философии и филологии диалога. Второе издание книги дополнено работами по этой проблематике, написанными и опубликованными в последние годы после выхода первого издания.
Кому рекомендованоДля научных работников, литературоведов, филологов.
ISBN978-5-9551-0206-Х
УДК821.0
ББК83.3(0)9
Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / М.М. Гиршман .— 2-е изд., доп. — Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 557 с. — (Коммуникативные стратегии культуры) .— ISBN 978-5-9551-0206-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/175189 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева», 1981; «Ритм художественной прозы», 1982; «Литературное произведение: теория и практика анализа», 1991 и др., более 250 статей по теории литературы, русской литературе, эстетике и культурологии. <...> А произведение в его подлинной сути — двуединый процесс претворения мира в художественном тексте и преображения текста в мир. <...> Первоначальное единство мира и текста, их разделение, исключающее тождество, наконец, их взаимообращенность, переход друг в друга — в первой и второй частях книги аргументируются эти основания, дающие возможность говорить о литературном произведении как художественной целостности: образе целостности мира и человека, человеческого бытия и сознания, их единства, обособления и общения друг с другом на основе глубинной неразрывности. <...> Истоки теории произведения как художественной целостности можно особенно ясно увидеть при переходе от традиционалистской к индивидуально-авторской, или исторической, эпохе развития литературно-художественного сознания3. <...> Движение мысли о литературном произведении как целостности выдвигает в качестве одного из главных героев второй части книги категорию сти- Введение 15 ля как организующего закона и в то же время непосредственно воспринимаемого единства всех элементов художественной формы, в создании и эстетическом совершенстве которой проявляет себя целостная творческая индивидуальность. <...> Поэтому в ритмической композиции можно усмотреть своего рода пограничную область, где стилевое преображение текста может выступить наиболее выраженно. <...> В-третьих, аналитический материал этой части книги содержит попытку ответа на вопрос о том, как бытие-общение может диалогически осознаваться, осуществляться и прочитываться в поэтике литературного произведения. <...> Целостность человеческого бытия эстетически выявляется в художественной целостности произведения искусства: в единстве, разделении и взаимообращенности мира — произведения <...>
Литературное_произведение_Теория_художественной_целостности_.pdf
М. М. ГИРШМАН ИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Михаил Моисеевич Гиршман родился 20 октября 1937 года в деревне Бира Хабаровского края. Доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы и художественной культуры Донецкого национального университета, один из учредителей Донецкого института социального образования. Автор книг «Целостный анализ художественных произведений», 1970; «Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева», 1981; «Ритм художественной прозы», 1982; «Литературное произведение: теория и практика анализа», 1991 и др., более 250 статей по теории литературы, русской литературе, эстетике и культурологии. Подготовил 35 кандидатов филологических наук. МОСКВА 2007 Теория художественной целостности М. М. ГИРШМАН ИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
        Издание второе, дополненное  
Стр.4
 83.3(0)9  51               : . .  ( -, ), . .  (, ), . .  (, -   , ), . .  (, ), . .  (, ), . .  ( . -), .  ( -)  51  . .  :   . — 2- ., . — .:   , 2007. — 560 . — (  ). ISBN 5-9551-0206-   ,    ,    ,      ,     ,                , , .              .                  -   .            ,        .    ,    ,         .          -,             .        ,          .                 .  83.3       .  «  » Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 5-9551-0206- © . . , 2007 ©   , -, 2007
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Введение ..................................................................................................................9 I. Произведение как художественная целостность Становление понятия «художественная целостность» и его современное значение ...........................................................................20 К проблеме специфики художественной литературы ......................................57 Слово в художественной целостности литературного произведения.............62 II. Художественная целостность — стиль — ритм Стиль литературного произведения...................................................................71 Строение стиха и проблемы изучения поэтических произведений .............115 От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции поэтического произведения .........................................................................151 Ритмическая композиция стихотворений Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Баратынского, написанных четырехстопным ямбом ................................................................................176 Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений........................................................................209 Красота поисков истины («Толпе тревожный день приветен, но страшна...» Баратынского)..................................................................209 Рационализм — ораторство — мастерство («Антоний» Брюсова) ............223 Мост памяти, прощения, любви («Переделкинское кладбище» Инны Лиснянской)...................................................................................235 Проблема специфики ритма художественной прозы.....................................242
Стр.6
6 Содержание Становление ритмического единства прозаического художественного произведения.........................................269 Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений ........................................................................306 Сложный путь к простоте («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого)................................................306 Трагическое совмещение противоположностей («Кроткая», «Сон смешного человека» Достоевского) ..........................321 Стилевой синтез — дисгармония — гармония («Студент», «Черный монах» Чехова) .....................................................341 Ритмические всплески: возникновение — исчезновение («Красный цветок» Гаршина) ..................................................................372 Рождение человека — рождение художника (Рассказы Горького из цикла «По Руси»)................................................377 Ритм стиха и ритм прозы: два целых, единая целостность ...............................................................396 Автор — род — жанр — стиль: их отношения и взаимосвязь в индивидуально-авторскую эпоху ..............................................................432 ІІІ. Диалог и художественная целостность Основы диалогического мышления и его культурно-творческая актуальность...................................................451 М. М. Бахтин о литературном произведении как «едином, но сложном событии» и перспективы изучения художественной целостности........................................................................463 Творчество Пушкина и современная теория поэтического произведения .........................................................................468 Диалог поэта и философа (Вл. Соловьев о художественном времени в поэзии Ф. Тютчева) .....................................477 Ф. И. Тютчев «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: архитектоника бытия-общения — ритмическая композиция стихотворного текста — невозможное, но несомненное совершенство поэзии ........................................................486 Стиль и поэтическое словообразование в лирике Тютчева...........................495 Встреча диалогической философии и филологии: Э. Левинас о творчестве Ф. М. Достоевского..............................................502 «Тень реальности» или «духовный поступок»: произведение искусства в свете философской критики Э. Левинаса..............................................................508
Стр.7
Содержание 7 Литературное произведение как бытие-общение: что мы анализируем и интерпретируем? ....................................................514 Риторическая конструкция-деконструкция или эстетическая реальность? ......................................................................527 Путь к объективности.........................................................................................533 Литературное произведение в свете философии и филологии диалога (Вместо заключения)................................................539 Указатель имен....................................................................................................546 Первые публикации ...........................................................................................554
Стр.8