Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организационно-управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур (на примере Амурской области)

0   0
АвторыСтаниславская Марина Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц180
ID175029
АннотацияВ приграничных с КНР дальневосточных регионах, в частности, Амурской области, активно развивается розничная торговля китайских предприятий более конкурентными по ценовому фактору товарами и качеству оказываемых услуг. Усиливается необходимость формирования конкурентной среды торгового предпринимательства с приоритетным учётом национальных интересов и возможностей обеспечения конкурентоспособности российских предприятий розничной торговли на приграничных товарных рынках. В диссертации разработаны организационно-методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в приграничном регионе с учётом усиления воздействия на развитие регионального рынка розничной торговли международной конкуренции. На основе анализа развития торговых предпринимательских структур на территории Амурской области разработаны рекомендации для внедрения и совершенствования маркетинговой деятельности в предпринимательских структурах.
Организационно-управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур (на примере Амурской области) / М.В. Станиславская .— : [Б.и.] .— 180 с. — URL: https://rucont.ru/efd/175029 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» На правах рукописи СТАНИСЛАВСКАЯ МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ) 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук Владивосток-2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............4 Глава <...> Эволюция представлений об экономической сущности понятий «предпринимательство» и «предпринимательская среда»…………................11 <...> Методические предпринимательских аспекты структур оценки в конкурентоспособности сфере розничной торговли………………………………………………... <...> Анализ влияния торгового предпринимательства на социальноэкономическое развитие региона…………………………………………........87 2 ГЛАВА <...> Методический подход к рационализации территориального размещения торговых предпринимательских структур в системе усиления их конкурентных позиций………………………………………... <...> Особенно это проявляется в приграничных с КНР дальневосточных регионах, где в последние годы активно развивается розничная торговля китайских предприятий более конкурентными по ценовому фактору товарами и качеству оказываемых услуг. <...> К таковым относится Амурская область, где в непосредственной близости от её административного центра г. Благовещенска стремительно развивается торгово-коммерческий китайский город Хэйхэ. <...> Достижение этой цели обусловило постановку и решение следующих задач: - исследовать теоретические подходы к понятиям теоретические положения, особенности понятий «предпринимательство», провести их критический анализ; - изучить и систематизировать характеризующие <...>
Организационно-управленческие_аспекты_обеспечения_конкурентоспособности_торговых_предпринимательских_структур_(на_примере_Амурской_области).pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» На правах рукописи СТАНИСЛАВСКАЯ МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ) 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук Владивосток-2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............4 Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР.……………………………………………………………………..11 1.1. Эволюция представлений об экономической сущности понятий «предпринимательство» и «предпринимательская среда»…………................11 1.2. Определение и систематизация факторов, влияющих на предпринимательских конкурентоспособность структур …………………………………………………………………………………….28 1.3. Основные тенденции и проблемы развития торгового предпринимательства.…………………………………………………………...42 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ С ПРИГРАНИЧНЫМИ РАЙОНАМИ КНР.……………………………………………………………………………....51 2.1. Методические аспекты оценки конкурентоспособности структур предпринимательских в сфере розничной торговли………………………………………………...………………………...51 2.2. Оценка динамики развития торгового предпринимательства в Амурской области…………………………………………………………………… ……...65 2.3. Анализ влияния торгового предпринимательства на социальноэкономическое развитие региона…………………………………………........87 2
Стр.2
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………...…….100 3.1. Концептуальные направления повышения конкурентоспособности торгового предпринимательства........................................................................100 3.2. Методический подход к рационализации территориального размещения торговых предпринимательских структур в системе усиления их конкурентных позиций………………………………………...………………111 3.3. Методические рекомендации по созданию регионального центра маркетингового торговых структур…………………………………………………………………………130 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….152 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...154 ПРИЛОЖЕНИЯ 1…………………………………………………………......177 ПРИЛОЖЕНИЯ 2……………………………………………………………..178 ПРИЛОЖЕНИЯ 3…………………………………………………………......179 ПРИЛОЖЕНИЯ 4……………………………………………………………..180 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ предпринимательских 3
Стр.3
Введение Актуальность темы исследования. Одним из существенных последствий проведённого в России разгосударствления собственности явилось многократное увеличение количества предприятий розничной торговли и, соответственно, занятых торговым предпринимательством людей самых различных профессий, в том числе потерявших свои рабочие места в базовых отраслях национальной экономики. Это не могло не сказаться на уровне конкурентных отношений между предпринимательскими структурами, которые должны были, но не стали основой повышения экономической эффективности торговых операций, культуры и качества обслуживания населения. К сожалению, оказалась не подготовленной к новым конкурентным условиям организации розничной торговли система её государственного регулирования в рамках применения антимонопольного законодательства и контроля за безопасностью реализуемой на российских товарных рынках продовольственной и, особенно, фармацевтической продукции. Более того, не снижающиеся административные барьеры продолжают негативно сказываться на устойчивости функционирования торговых предпринимательских структур, большая доля которых имеет относительно «короткий срок жизни», что значительно обостряет проблему обеспечения их конкурентоспособности. Особенно это проявляется в приграничных с КНР дальневосточных регионах, где в последние годы активно развивается розничная торговля китайских предприятий более конкурентными по ценовому фактору товарами и качеству оказываемых услуг. К таковым относится Амурская область, где в непосредственной близости от её административного центра г. Благовещенска стремительно развивается торгово-коммерческий китайский город Хэйхэ. Таким образом, здесь есть и более усиливается необходимость в обосновании и практической реализации концептуально новых основ формирования и регулирования конкурентной среды торгового предпринимательства с приоритетным учётом 4
Стр.4
национальных интересов и возможностей обеспечения конкурентоспособности российских предприятий розничной торговли на приграничных товарных рынках. Этим обусловливается актуальность настоящего диссертационного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Предпринимательство как один из важнейших факторов производства рассматривается достаточно давно, как зарубежными, так и отечественными авторами. В отечественной экономической литературе проблема сущности и особенностей развития предпринимательства нашла своё отражение в работах Е. Ясина, Л. Колесниковой, К. Павлова, А. Бусыгина, В. Горфинкеля, М. Добындо, Ю. Таранухи, А. Асаула, В. Попкова, Е. Евстафьевой и др. Среди исследований зарубежных учёных, посвящённых этой проблеме, необходимо отметить работы А. Маршала, Ж. Сэя, Б. Санто, П. Друкера, Й. Шумпетера, И. Кирцнера и мн. др. Все учёные, разрабатывающие эту проблему, считают предпринимательство одним из важнейших компонентов, оказывающих влияние на развитие экономики. Существенный вклад в определении роли конкурентоспособности на всех её уровнях внесли такие зарубежные и отечественные авторы, как М. Портер, А. Томпсон, Дж.Стрикленд, Д. Кревенс, О.Ю. Ворожбит, А.П. Латкин, П.С. Завьялов, Т.Ф. Рябова, О.К. Филатов, А.Ю. Юданов, Г.Л. Азоев, Р.А. Фатхутдинов и др. Работы этих ученых свидетельствуют о важности данной категории и отражают её основные теоретические и практические аспекты. На особую роль конкурентоспособности в розничной торговле указывают Н.М. Олейник, Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, А.В. Семёнова, Н.Е. Стасишин, Т.А. Торопова, Е.Н. Ялунина, И.М. Лифиц и др. Вместе с тем в перечисленных и других исследованиях, в том числе диссертационных, не рассматриваются организационно-управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с учётом региональных особенностей 5
Стр.5
развития розничного товарного рынка и усиления влияния на него международной конкуренции. Цель исследования. Целью диссертационной работы является разработка организационно-методических основ оценки и обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в приграничном регионе с учётом усиления воздействия на развитие регионального рынка розничной торговли международной конкуренции. Достижение этой цели обусловило постановку и решение следующих задач: - исследовать теоретические подходы к понятиям «предпринимательство», провести их критический анализ; - изучить и систематизировать теоретические положения, сущность характеризующие и особенности понятий «конкурентоспособность», «факторы конкурентоспособности», «факторы конкурентоспособности розничных торговых предприятий»; - определить и обосновать систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятий розничной торговли; - исследовать основные тенденции и проблемы развития торгового предпринимательства в Российской Федерации; - исследовать состояние и основные тенденции развития торговых предпринимательских структур на территории Амурской области, их вклад в экономику региона; - разработать методику оценки конкурентоспсобности розничных торговых предприятий; - определить концептуальные направления развития розничного торгового предпринимательства в регионе; - разработать методический подход к рационализации размещения предприятий розничной торговли на территории региона, муниципального образования с учётом их приграничного положения; - разработать и обосновать рекомендации для внедрения и совершенствования маркетинговой деятельности в предпринимательских 6
Стр.6
структурах. Объектом исследования является совокупность предпринимательских структур в розничной торговле Амурской области. Предмет исследования: управленческие отношения, направленные на повышение конкурентоспособности розничных торговых предприятий. Область исследования: содержание диссертационного исследования соответствует п. 8.10: «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности» Паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства» ВАК РФ. Теоретической и методологической базами исследования являются фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области предпринимательства и конкурентоспособности. При разработке основных теоретических и практических положений диссертационной работы автор использовал совокупность исторического, статистического, квалиметрического, функционально-структурного методов, анализа, синтеза и метода научной абстракции. Информационной базой исследования являются статистические и аналитические данные Федеральной службы по статистике РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области; монографии отечественных и зарубежных авторов; статьи, опубликованные в специализированных и научных периодических изданиях по проблемам развития предпринимательства, конкурентоспособности, конкурентоспособности розничных торговых предприятий; статьи и источники, размещенные в сети Интернет; данные Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, а также исходные результаты 7
Стр.7
собственных наблюдений и расчетов автора. Наиболее существенные результаты исследования, полученные автором: - систематизированы и определены основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность, в т.ч. конкурентоспособность розничных торговых предприятий; - проанализированы методики оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли; разработаны авторские методический подход и алгоритм оценки конкурентоспособности предпринимательских структур в розничной торговле, а также методический инструментарий, позволяющий использовать их на практике; - обозначена степень влияния месторасположения субъектов предпринимательства в розничной торговле на их конкурентоспособность и предложены практические рекомендации по территориального размещения с целью усиления конкурентных позиций этих структур; - совершенствованию обоснована необходимость и подготовлены методические рекомендации по созданию Центра маркетинговой информации продовольственного рынка Амурской области, в целях обеспечения эффективности его деятельности разработаны основные мероприятия по организации маркетинговых служб в розничных торговых предприятиях региона. Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлен наиболее полный перечень основных факторов конкурентоспособности предпринимательских структур в розничной торговле, произведена их классификация в зависимости от источников происхождения и степени контроля со стороны руководства предприятий; - предложен авторский методический подход к оценке конкурентоспособности розничных торговых предприятий, основанный на определении показателей их конкурентоспособности, посредством 8
Стр.8
объективных и субъективных методов, позволяющий комплексно оценить различные параметры данных предпринимательских структур; - разработан методический подход к рационализации размещения предприятий розничной торговли, в том числе: этапы рационализации размещения розничной торговой сети, номенклатура основных и дополнительных типов продовольственных и непродовольственных предприятий розничной торговли, формула определения коэффициента региональной коррекции, используемого для расчета норматива обеспеченности торговой площадью; - разработаны и обоснованы методические рекомендации по созданию Центра маркетинговой информации продовольственного рынка Амурской области, действующего на основе финансовой поддержки органов регионального управления; Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в систематизации подходов в определении конкурентоспособности предприятия, выявлении основных факторов оказывающих влияние на конкурентоспособность субъектов розничного торгового предпринимательства, а также разработке методического подхода к определению конкурентоспособности предпринимательских структур розничной торговли. Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования доведены до конкретных научно-практических рекомендаций и использованы в процессе формирования отдельных направлений региональной экономической политики в области развития предпринимательства в сфере розничной торговли Министерством экономического развития, промышленности и транспорта. Методический подход к оценке субъектов предпринимательства розничной торговли используется в практической деятельности отраслевых предприятий Амурской области. Апробация результатов исследования. Основные теоретические и 9
Стр.9
практические положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических и международных конференциях: «Проблемы реализации аграрной реформы в Амурской области» (Благовещенск, ДальГАУ, 2007- 2009 гг.); «Проблемы и перспективы экономического развития аграрного производства Сибири и Дальнего Востока» (Благовещенск, ДальГАУ, 2008 г.); «Информационная база современной экономики: подходы, методы, формирование» (Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010 г.); «Маркетинг территории» (Пенза, ПГУ, 2010 г.); «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (Новосибирск, НГТУ, 2010 г.); «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза, ПГУ, 2011 г.); «Проблемы современной экономики» (Новосибирск, НГТУ, 2011г.); «Актуальные вопросы развития общественных наук: экономика, право, социология, философия» (Волгоград, ВГТУ, 2011 г.). Публикации. По результатам исследования опубликовано 17 работ, в том числе 4 работы опубликованы в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ. Общий объём авторских публикаций 4,9 п.л. Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 261 наименование. Работа изложена на 153 страницах машинописного текста и содержит 26 таблиц, 24 рисунка, 4 приложения. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ