ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
«МЕСТЕЧКОВАЯ СИСТЕМА
ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ»1
В. Виноградов2
1Автор сознательно берет в кавычки
заголовок предлагаемой статьи,
поскольку, конечно же, в ней
пойдет речь не о системе полноценных
общественных палат в отдельно
взятом провинциальном городе (Череповце,
в данном случае), но
именно о системе инициативных
общественных формирований, целями
функционирования которых, с
одной стороны, являются идеи и
принципы, так или иначе заложенные
в инициированный Президентом
В. В. Путиным Федеральный закон
«Об Общественной палате Российской
Федерации», а с другой –
назревшая потребность в этих формированиях
получила свое воплощение
в городском сообществе Череповца
именно как резонанс на эту
общественную инициативу Президента.
Так уж получилось. А насколько
это воспроизводимо для
других городов и регионов – можно
будет увидеть, думаю, уже к концу
текущего года.2
Понятно, что сама президентская
инициатива о создании Общественной
палаты на федеральном уровне
родилась не на пустом месте и не
сегодня. Идея реального и легитимного
взаимодействия общества и
власти на всех уровнях зрела в нашей
стране, несомненно, еще в недрах
советского общества, как неотъемлемая
составляющая потребности
диалектического развития всех
сложившихся в ту пору общественных
институтов, систем и связей, неоднократно
декларируемой в стратегических
решениях советского руководства,
но сдерживаемой внутри
общества в ограниченном пространстве
административного застоя.
Характерно (для России), что реальный
сигнал возрождения идеи
взаимодействия гражданского об1
Практический отклик на инициативу
Президента страны в провинциальном
городе Череповце.
2 Консультант Череповецкой городской
Думы, директор Организационнометодического
центра.
щества и власти на излете перестроечной
смуты был послан несколько
лет назад именно гражданским
обществом, развернувшим
борьбу за Гражданский форум, не
получивший, как водится, своевременной
достойной оценки властью,
но с вполне предсказуемой необходимостью
востребованный сегодня
уже как «выявленная властью» тенденция
и актуальность. Вплоть до
проблем безопасности страны. С
издержками и особенностями, кстати,
тоже характерными для России,
вытекающими из теперь уже административной
инициативы этого
взаимодействия.
В этом контексте можно отметить,
как минимум, три значимых гражданских
аспекта инициативы Президента
о создании Общественной палаты
на федеральном уровне:
– федеральная власть открыто
признает актуальность и необходимость
взаимодействия с гражданским
сообществом в процессе
развития общества и государства;
– инициирует и узаконивает для
обеих сторон (!) конкретные формы
и механизмы такого взаимодействия;
–
но (!).., èñõîäÿ, как у нас âîäèòñÿ,
из вполне традиционного дефицита
времени и вполне традиционного
убеждения в своей социальной
непогрешимости, власть берет
на себя и набор этих форм и механизмов,
и утверждение принципов
формирования палаты, а фактически
и всю ответственность за результат,
оставляя членам палаты
возможность и право доказывать
свою гражданскую состоятельность
в рамках достаточно многообещающего
законодательного акта.
Тем не менее, это вовсе не означает,
что фактическая новизна идеи
федеральной Общественной палаты
сводится только к беспрецедентному
уровню е¸ признания и формирования.
Достаточно многочисленные
подобные общественные формирования
при органах власти регионов
и муниципальных образоваВ.
Виноградов. «Местечковая система общественных палат»
КЛАССИК
ñ. 6 >>> Должно быть
прежде самоуправление местное.
Как начало демократии,
начало. И только потом
она начинает развиваться.
?
Вот о местном самоуправлении,
Александр Исаевич
… До сих пор еще есть
такие предложения: вот, губернаторов
не выбираем –
может быть и мэров не надо
выбирать. Дальше, может
быть и ниже никого не
надо выбирать. Как вы относитесь
к этому?
Сейчас доберемся и до
мэров, это вопрос очень
сложный на мой взгляд, с
местным самоуправлением.
Местное самоуправление у
нас … Было заявлено, то
есть, заявлено было даже в
конституции, сляпанной наспех
для Ельцина осенью
1993 года. Торжественно начиналась
она: «Единственным
источником власти в
Российской Федерации является
ее íàðîä». ßñíî? ßñíî.
… Статья двенадцатая. Оговорка:
«В Российской Федерации
признается и гарантируется
местное самоуправление».
Гарантируется и признается.
«Органы местного
самоуправления не входят в
систему органов государственной
власти». Вот это правильно!
Да, они не входят.
Но их надо строить параллельно,
наряду и постепенно,
взамен многим органам государственной
власти. Ведь если
мы восхищаемся демократиями
в западных странах,
то потому, что у них местное
самоуправление великолепно
работает, вот почему! Не
было бы у них демократии
без местного самоуправления.
А мы строим демократию
без местного самоуправления,
нам не нужно. Мы боимся
народа, Государственная Дума
боится, что вместо нее
кто-то будет распоряжаться.
Губернаторы доедают местное
самоуправление.
Местное самоуправление
разрабатывать
сельской местности – свое.
Для городской – свое. Вот
вы о мэрах сказали, сейчас
доберемся. О мэрах … Местное
самоуправление, я там
надо
для
ГУ ¹7’05
87
Стр.1