Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Иркутского государственного лингвистического университета

Вестник Иркутского государственного лингвистического университета №4 2010 (290,00 руб.)

1   0
Страниц227
ID168869
АннотацияВестник ИГЛУ выходит с 2008 г. В журнале публикуются статьи ведущих ученых Сибири, Дальнего Востока и России в целом по актуальным вопросам лингвистических исследований. Журнал представляет инновативный взгляд на проблемы соотношения языка, культуры и коммуникации, лингвистики дискурса, языковой реальности познания.
Вестник Иркутского государственного лингвистического университета .— 2008 .— 2010 .— №4 .— 227 с. — URL: https://rucont.ru/efd/168869 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Горбунова АНГЛИЙСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.. <...> Е.П. Баяртуева СУБЪЕКТ ПРОПОЗИЦИИ И СУБЪЕКТ НОМИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( на материале русского и английского языков ).. <...> Li Ethnocultural values underpinning argumentum ad misericordiam in political discourse.. <...> Валлон и др.), а также на психолингвистические разработки в области изучения особенностей детской речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.М. Шахнарович и др.), мы считаем справедливым высказать гипотезу о существовании детской языковой картины мира (ДЯКМ), отображающей особенно- сти детского знания о мире, а также особенности ценностной ориентации ребенка. <...> Немаловажным является и тот факт, что, как отмечает А.В. Захарова, к 7-8 годам, в основном, заканчивается формирование ядра словаря детской речи, т.е. складываются все главные семантические координаты, определяющие собой семантическое пространство детского языка [Захарова, 1975, с. <...> Как известно, во второй половине ХХ века в отечественной психолингвистике был сделан существенный скачок в изучении особенностей детской речи. <...> И.В. Горбунова АНГЛИЙСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В статье рассматривается процесс появления английских лексических новообразований, возникших в сфере компьютерных технологий начала XXI века, их заимствование русским компьютерным жаргоном и дальнейшее их функционирование в русскоязычном сегменте сети Интернет. <...> Ключевые слова: компьютерный жаргон; английское заимствование; неологизм; словообразовательные модели; семантическая деривация I.V. <...> В данной статье рассмотривается процесс появления английских лексических новообразований, возникших в сфере компьютерных технологий начала XXI��������������������� ������������������������ века, их заимствование русским компьютерным жаргоном и дальнейшее <...>
Вестник_Иркутского_государственного_лингвистического_университета._Серия_Филология_№4_2010.pdf
Вестник иркутского государственного лингвистического университета 2010 № 4 (12) научный журнал рецензируемое издание вак по филологии Учредитель и издатель иркутский государственный лингвистический университет Главный редактор Александр Михайлович Каплуненко, доктор филологических наук, профессор Зам. главного редактора Светлана Алексеевна Хахалова, доктор филологических наук, профессор (отв. за раздел «Языковая реальность познания») Редакционная коллегия Григорий Дмитриевич Воскобойник, доктор филологических наук, профессор Виктор Алексеевич Виноградов, доктор филологических наук, профессор, член-корр. ран Светлана Николаевна Плотникова, доктор филологических наук, профессор (отв. за раздел «лингвистика дискурса») Николай Петрович Антипьев, доктор филологических наук, профессор Олег Маркович Готлиб, кандидат филологических наук, доцент Валерий Петрович Даниленко, доктор филологических наук, профессор Владимир Ильич Карасик, доктор филологических наук, профессор Лия Матвеевна Ковалева, доктор филологических наук, профессор Галина Максимовна Костюшкина, доктор филологических наук, профессор Юрий Алексеевич Ладыгин, доктор филологических наук, профессор Юрий Марцельевич Малинович, доктор филологических наук, профессор Вера Брониславовна Меркурьева, доктор филологических наук, доцент Ответственный секретарь Евгения Федоровна Серебренникова, доктор филологических наук, профессор (отв. за раздел «Язык. культура. коммуникация») Зав. рио Анастасия Владимировна Каверзина технический редактор Елена Васильевна Орлова Адрес редакции 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, к. 522 e-mail: rio@islu.irk.ru © вестник иркутского государственного лингвистического университета, 2010 яЗык. кУЛьтУРа. кОммУникация В.П. Даниленко лингвокультурологические воззрения а.с. пуШкина ..................................... 58 Я.А. Барышева культурно-аксиологический аспект колоратива «серый» .............................................. 63 сОдеРжание ЛинГВистика дискУРса О.А. Алимурадов, Д.Е. Блинова, А.В. Раздуев фреймовое моделирование языковой картины мира, репрезентируемой в англоязычном детском дискурсе .............. 6 И.В. Горбунова английские лексические новооБразования в русскоязычном сегменте сети интернет .......................................................... 13 Е.Е. Калиш лингвотеоретические предпосылки понятия«реконструкЦия дискурса» .............. 18 О.А. Крапивкина о персонифиЦированном Характере современного Юридического дискурса .................................................................... 27 Е.В. Ли Этнокультурные основания ARGUMENTUM AD misericordiam в политическом дискурсе .................................................................... 34 Е.Ю. Распопина дискурсивное пространство интернет: основные дифференЦиальные признаки .................................................................... 43 Н.Г. Хилалова функЦионально-прагматические осоБенности реализаЦии речевого акта уступки и речевого акта согласия в контексте Бытового конфликтного дискурса ..................................... 49 выходит 4 раза в год
Стр.1
2 В.В. Боровик категория одуШевленности/неодуШевленности и некоторые аспекты ее усвоения иностранными студентами..............................................................................72 Ю.В. Вайрах спосоБы словооБразования наименований коммерческиХ предприятий иркутска ......... 78 Е.В. Гнатюк, Т.В. Шуйская акустические Характеристики сегментов как сигналы граниЦ тематическиХ и рематическиХ участков высказывания............................................................................................... 84 Н.О. Косицына верБализаЦия суБкластера «ангелы» в идиолекте а.а. фета ........................................................... 91 О.А. Косова стереотипы речевого поведения как один из факторов категоризаЦии мира (на основе бинарной оппозиции «свой»/«чужой») ...................................................................................................... 97 О.К. Кулакова дракон как универсальный преЦедентный феномен в авторской картине мира ................. 105 В.Л. Латышева наЦиональные преЦедентные феномены как Элементы ассоЦиативного тезауруса русского и франЦузскиХ языков (по данным экспериментального исследования) ...................................... 110 Е.Н. Лебедева письменность древнеяпонского языка в оБщем контексте истории японского языка .............................................................................................................................. 118 Н.И. Сальникова типы самопрезентаЦии в интернет-дискурсе, оБусловленные фактором канала коммуникаЦии (на материале франкоязычных сайтов) ....................................................................................... 123 Н.В. Терских о спеЦифике основныХ разрядов профессиональной лексики (на примере английской терминологии) ....................................................................................................................... 131 И.Г. Ткаченко Художественная конЦептосфера сказочного текста новалиса (на материале сказки «märchen von Fabel und eros») ............................................................................................... 136 яЗыкОВая РеаЛьнОсть пОЗнания В.А. Разумовская русский поЭтический текст в переводаХ: звуковая симметрия и асимметрия .................... 142 А.Б. Антонова роль зоонимов в репрезентаЦии понятийной, оБразной и оЦеночной составляЮщиХ конЦепта driNKiNG ............................................................................................................................................. 149 Е.П. Баяртуева суБЪект пропозиЦии и суБЪект номинаЦии в структуре созидательной и деструктивной деятельности (на материале русского и английского языков) ......................................... 155 И.А. Белова семантически сопряженные константы: долг и совесть ................................................................ 161 С.М. Емельянова Этимологический анализ ядра конЦепта ZEIT ...................................................................................... 168 Е.В. Жаровская Характеристики частоты основного тона средств выражения оБратной связи в спонтанном диалоге (на материале американского варианта английского языка) ...................................... 176 В.М. Лютянский критерии отБора лексического материала, репрезентируЮщего конЦепт «север» (на материале цикла северных рассказов д. лондона) ................................................................................................ 181 О.Я. Палкевич дополнительность как один из параметров порядка, организуЮщиХ категориЮ аБсурда ............................................................................................................................................ 185 вестник иглу, 2010
Стр.2
3 С.Н. Панкина анализ языковыХ средств коммерческой рекламы в печатныХ сми германии ................... 190 Е.Л. Смольникова когнитивный меХанизм прототипной суБстантивной метафоры как конструкта американского сленга .................................................................................................................................... 197 М.Ю. Чернышов теХника идентификаЦии верБально выраженныХ мыслей-скрепов как медиаторов смысловой интегративности текста ........................................................................................................ 203 сведения оБ автораХ .................................................................................................................................... 208 научная жизнь ................................................................................................................................................ 212 информаЦия для авторов .......................................................................................................................... 223 contents language and discourse O.A. Alimuradov, D.E. Blinova, A.V. Razduev the frame structure of the world view represeNted iN the eNGlish-laNGuaGe childreN's discourse .......................................................................................................................................... 6 I.V. Gorbunova eNGlish leXical NeoloGisms iN the russiaN laNGuaGe iNterNet seGmeNt ................................... 13 Е.Е. Kalish theoretical approaches to the NotioN «discourse recoNstructioN» ........................................... 18 O.A. Krapivkina oN the persoNified Nature of moderN leGal discourse ..................................................................... 27 E.V. Li ethNocultural values uNderpiNNiNG arGumeNtum ad misericordiam iN political discourse ........................................................................................................................................ 34 E.Y. Raspopina the discursive space of the iNterNet: GeNeral differeNtial features ......................................... 44 N.G. Khilalova fuNctioNal-praGmatical peculiarities of the coNcessioN aNd aGreemeNt speech acts iN the coNteXt of everYdaY coNflict discourse .................................................................................... 50 language. culture. communication V.P. Danilenko a.s. pushKiN’s liNGuistic aNd culturoloGical viewpoNts ..................................................................58 Ya. A. Barysheva cultural-aXioloGical aspect of the colourative «GreY» ...............................................................64 V.V. Borovik the cateGorY aNimate/iNaNimate aNd some aspects of it’s learNiNG BY foreiGN studeNts ...........................................................................................................................................72 U.V. Vairah word-formatioN methods of irKutsK commercial eNterprises Names ........................................78 E.V. Gnatyuk, T.V. Shuiskaya acoustic features of seGmeNts withiN theme aNd rheme stretches iN spoNtaNeous speech .....................................................................................................................................84 N.O. Kositsyna the process of verBaliZatioN of suBcluster «aNGels» iN the idiolect BY a.a. fet ..................92 O.A. Kosova the stereotYpes of the speech Behaviour as a factor of the world cateGoriZatioN (based on the binary opposition «we ingroup/they outgroup») ......................................................................................98
Стр.3
4 O.K. Kulakova draGoN as the uNiversal precedeNt pheNomeNoN withiN the author’s picture of the world ........................................................................................................................................................105 V.L. Latysheva NatioNal precedeNt pheNomeNa as the elemeNts of the associative thesaurus of the russiaN aNd freNch laNGuaGes (based on experimental studies) .....................................................111 E.N. Lebedeva old JapaNese writteN stYle iN the coNteXt of historY of JapaNese laNGuaGe ........................118 N.I. Salnikova tYpes of self-preseNtatioN iN the iNterNet discourse coNditioNed BY the factor of the chaNNel of the commuNicatioN (based on the French web-sites) ....................................................123 N.V. Terskikh oN Basic classes of professioNal vocaBularY ......................................................................................131 I.G. Tkachenko artistic coNcepts of the Novalis fairY-tale teXt (based on «märchen von Fabel und eros») ..............137 verbal ontology of cognition V.A. Razumovskaya russiaN poetic teXt iN traNslatioNs: souNd sYmmetrY aNd asYmmetrY ......................................142 A.B. Antonova the role of ZooNYms iN represeNtatioN of NotioNal, imaGe-BeariNG aNd evaluative aspects of the coNcept driNKiNG .................................................................................149 E.P. Bayartueva suBJect of propositioN aNd NomiNatiNG suBJect iN creative/destructive activitY structures as represeNted iN the eNGlish aNd russiaN laNGuaGes .............................................156 I.A. Belova semaNticallY co-depeNdeNt coNstaNts: dutY aNd coNscieNce .......................................................161 S.M. Yemelyanova etYmoloGical aNalYsis of the Nucleus of the coNcept Zeit ............................................................168 E.V. Zharovskaya the characteristics of pitch of BacK-chaNNels iN a spoNtaNeous americaN laNGuaGe dialoGue .................................................................................................................................................................176 V.M. Lyutyansky selectioN criteria for the leXical material represeNtiNG coNcept «North» (based on J. london’s northern stories) .....................................................................................................................182 O. Palkevich supplemeNtaritY as oNe of the semaNtic marKers of aBsurditY ...................................................185 S.N. Pankina the aNalYsis of liNGuistic meaNs iN commercial advertisemeNt iN GermaN priNted media ..................................................................................................................................190 Е.L. Smolnikova coGNitive mechaNism of prototYpical suBstaNtive metaphors as americaN slaNG CONSTRUCT ...............................................................................................................................................................197 M.Yu. Chernyshov the techNiQue for ideNtifYiNG verBallY eXpressed liNKiNG thouGhts as mediators of teXt seNse iNteGratioN ...............................................................................................................................204 AUTHORS ..............................................................................................................................................................210 the research departmeNt iNforms .........................................................................................................212 iNformatioN for applicaNts ......................................................................................................................223 вестник иглу, 2010
Стр.4
ЛинГВистика дискУРса
Стр.5
6 удк 811.111 ББк 81.43.21 О.А. Алимурадов, Д.Е. Блинова, А.В. Раздуев фреймовое моделирование языковой картины мира, репрезентируемой в англоязычном детском дискурсе1 В статье кратко анализируется понятие языковой картины мира, вскрываются отличительные черты картины мира, репрезентируемой в детском дискурсе. Аргументируется бытующая в современной когнитивистике и психолингвистике гипотеза о существовании относительно автономной детской языковой картины мира. Ключевые слова: картина мира; фрейм; языковая картина мира; онтолингвистика; дискурс; английский язык; филогенез; языковая деятельность; вербализация; генерализация O.A. Alimuradov, D.E. Blinova, A.V. Razduev the frame structure of the world view represented in the english-language children's discourse The article provides a brief analysis of the notion of the language world image, pointing out the distinctive features of the world image represented in the English-language discourse of children aged 3-9. The authors provide further basis for the views of modern cognitologists and psycholinguists hypothesizing the existence of a relatively autonomous children’s language world image. Key words: world image; frame; language world image; ontological linguistics; discourse; English language; phylogenesis; language activity; verbalization; generalization в современной лингвистике все большую актуальность приобретает подход, позволяющий путем лингвистического анализа описать картину мира (км) как отдельных носителей языка, так и целого этноса. открывая в языке человека его систему видения мира, исследователи исходят из постулата об антропоцентричности языка [арутюнова, 1999, с. 3]. картина мира – всеобщий образ мира, «сетка координат», с помощью которых языковая личность воспринимает действительность и строит ее модель. по словам исследователей, этот «глобальный образ» создается в результате двух различных процедур: 1) опредмечивания, объективирования, экспликации, экстрагирования и осмысления образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности человека; 2) созидания, творения, разработки новых образов мира. Эти процедуры близки по своим свойствам, а картина мира предстает как некое концептуальное образование [постовалова, 1988,с. 24]. км – это не зеркальное отражение мира, это всегда некоторая интерпретация, связанная с индивидуальным, социальным опытом человека, с культурой народа и т.д. при этом язык является одним из основных факторов, определяющих мировосприятие и мировидение человека. языковая картина мира – это общекультурное достояние нации. она структурирована и состоит из множества уровней. именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека. она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценно1. статья подготовлена в рамках осуществления научных проектов «Когнитивно-лингвистическое и психолингвистическое моделирование национального ментального пространства: Россия и Западная Европа» (№ 2.1.3/��21) по ана еаналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» и «Разработка принципов и механизмов портретирования языковой личности и моделирования структуры и элементов языковой картины мира» (№ 1.1.08) по Тематическому плану научно-исследовательских работ ГОУ ВПО ПГЛУ в рамках задания федерального агентства по образованию. вестник иглу, 2010 © алимурадов о.а., Блинова д.е., раздуев а.в., 2010
Стр.6
7 стями. основными задачами, которые ставят перед собой лингвисты в процессе исследования различных фрагментов языковой картины мира (якм), является понимание км через язык, выявление в языке определенного представления о внешнем и внутреннем мире его носителей. в настоящее время утвердилось понимание якм как всей совокупности знаний о внешнем и внутреннем мире, закрепленной средствами живых разговорных языков [Брутян, 19�3]. якм существует как важная составная часть концептуальной картины мира (ккм), объединяющей знания о мире, «полученные как чисто вербальным путем, так и невербальным, т.е. в ходе невербального по своей сути опыта» [кубрякова, 1988, с. 144]. по мнению р.и. павилениса, «концептуальная система – система взаимосвязанной информации, отражающая познавательный опыт индивида на самых разных уровнях (включая и невербальный) и в самых разных аспектах познания, осмысления мира» [павиленис, 1985, с. 38�]. любая км является своего рода проекцией целостного восприятия внешнего мира определенным типом человеческого сознания: индивидуальным, коллективным обыденным, коллективным научным [корнилов, 1999]. по нашему мнению, представляется возможным заявить еще о двух типах человеческого сознания – коллективном и индивидуальном детском сознании, проецирующих особую «точку зрения» на мир. на наш взгляд, ребенок – это особый, достаточно автономный, тип языковой личности, который формирует свой особый взгляд на мир и на свое положение в этом мире. образ мира, отраженный и запечатленный в языке детей, во многом отличается от якм взрослых носителей языкового сознания, что объясняется свойствами мышления детей, своеобразием их мироощущения и мировосприятия. опираясь на работы по психологии раннего детства (к. Бюлер, в. Штерн, ж. пиаже, а. валлон и др.), а также на психолингвистические разработки в области изучения особенностей детской речи (л.с. выготский, а.р. лурия, а.н. леонтьев, а.м. Шахнарович и др.), мы считаем справедливым высказать гипотезу о существовании детской языковой картины мира (дякм), отображающей особенности детского знания о мире, а также особенности ценностной ориентации ребенка. дякм – особый, динамично развивающийся, способ концептуализации действительности, особое отображение психофизических реалий в языке детей [см., в частности, Cattell, 200�]. в содержательных единицах языка детей и их речевых реализациях представлен особый уровень видения и осмысления мира, особая «точка зрения» на мир. на наш взгляд, все изменения, производимые ребенком в языке, являются результатом особого целостного представления о мире, которое формируется в коллективном детском сознании. данное положение подтверждается результатами многочисленных исследований в области детской речи, в которых делаются выводы об обусловленности конкретных грамматических и лексикосемантических особенностей языка детей спецификой детского мышления и мировосприятия [костылев, 198�; пупынин, 198�; Харченко, 198�; черняк, 198�; Snyder, 200�]. при исследовании в области дякм обязательно необходимо учитывать возрастную периодизацию. как отмечает л.с. выготский, «к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью» [выготский, 1984, с. 258]. предполагается, что дети каждой определенной возрастной группы обладают «особой, определенным образом структурированной совокупностью знаний и представлений», а «необходимым условием коммуникации является наличие общих знаний коммуникантов» [гудков, 2000, с. 4042]. Это подтверждается, на наш взгляд, тем фактом, что в детском коллективе успешная коммуникация возможна лишь между детьми одной возрастной группы. принимая во внимание тот факт, что только к 3-м годам у ребенка создается устойчивая картина мира, упорядоченная в предметном отношении [выготский, 1984], исследования дякм представляется логичным проводить на материале речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 3 до 8 лет), т.е. до того момента, пока ребенок не включается в активную систему обучения. последнее сразу приводит к резким изменениям в его ккм – разрушается уникальное мировидение
Стр.7
8 ребенка. немаловажным является и тот факт, что, как отмечает а.в. захарова, к �-8 годам, в основном, заканчивается формирование ядра словаря детской речи, т.е. складываются все главные семантические координаты, определяющие собой семантическое пространство детского языка [захарова, 19�5, с. ��]. детское мировосприятие ребенка детерминировано и рядом других социальных и психологических факторов. в раннем детстве и в дошкольный период наиболее значимое влияние на формирование мировоззрения ребенка, на его отношение к миру оказывает семья. Характер и степень этого влияния обусловлены «речевой и неречевой деятельностью взрослых» [кубрякова, 198�, с. 120], системой воспитания, системой обучения в дошкольный период, психологической обстановкой в семье и другими факторами. именно в семье «формируется неповторимая социальная ситуация развития, которая и определяет индивидуальные особенности ребенка, его интеллектуальный и личностный потенциал» [разорина, 1994, с. 120]. ребенок является не только членом определенной социальной группы, но и представителем конкретного национально-культурного сообщества. например, по наблюдениям у. каудилла культура может «врасти» в индивида уже трех месяцев отроду: уже в 3-4 месяца младенцы двух различных культур (сШа и японии) приучены вести себя в соответствии с моделями, принятыми в культурах [Белик, 1999]. в связи с этим представляется интересным сопоставительное изучение дякм детей как представителей разных культур и лингвокультурных сообществ. дякм проявляется в детском дискурсе (дд). как известно, во второй половине ХХ века в отечественной психолингвистике был сделан существенный скачок в изучении особенностей детской речи. по мнению е.с. кубряковой, результатом обобщения всех исследований может стать создание целостной и непротиворечивой теории развития речи ребенка на разных возрастных этапах, а также пересмотр имеющихся данных с точки зрения их значимости для уточнения и разъяснения некоторых фундаментальных понятий и категорий лингвистики [кубрякова, 198�]. используя собранные на сегодняшний день данные о дд, можно описать дякм, а также вестник иглу, 2010 наметить и некоторые перспективные разработки в рамках данного направления исследования. в числе первоочередных задач, решение которых представляется нам весьма важным в плане выявления в языке детей совокупности их знаний о мире, мы предлагаем следующие: 1) выявление и системное описание лексических макросистем в языке детей, и прежде всего – семантических полей, обслуживающих такие важнейшие понятийные сферы, как «время», «пространство», «движение», «человек» и т.д. как отмечает е.с. кубрякова, особое внимание при этом следует уделять принципам группировки и классификации понятий, находящим формальное выражение в структуре языка, поскольку они в большей степени, чем отдельные слова, позволяют судить о представлениях км в голове человека [кубрякова, 1988]; 2) концептуальный анализ важнейших для ребенка семантических оппозиций: «свой – чужой», «маленький – большой», «хороший – плохой», «близкий – далекий», «живое – неживое» и др.; 3) анализ детских лексических инноваций, прежде всего, с точки зрения их мотивированности. как известно, исследование мотивированности знаков языка в онтогенезе позволяет вскрыть свои, особые взаимосвязи и взаимоотношения реалий в известном ребенку окружающем мире. как отмечает а.м. Шахнарович, «если для взрослого носителя языка несущественно, обладает ли акустический образ слованаименования образной мотивированностью по отношению к обозначаемому им предмету, то ребенок стремится найти в акустическом образе слова буквальное отражение каких-то сторон, свойств предмета» [Шахнарович, 19�8, с. 131]. особое внимание, на наш взгляд, следует уделить анализу наименований тех реалий, которые существуют исключительно в детском воображении. знания, закрепленные в этих словах, должны представлять особый интерес в ходе реконструкции принципов осмысления и членения мира в детском сознании; 4) анализ примеров детских словоупотреблений, свидетельствующих об опреде
Стр.8
9 ленном сдвиге в привычной референции используемого слова (ср., например: У этого жука скоро будут птенцы; Какие большие щенятки у гусей выросли; Под кроваткой живут мышкины птенчики). е.с. кубрякова, описывая подобные акты «сдвинутой референции», обращает внимание на тот факт, что в этом случае отклонения от нормы мотивированы «своим собственным пониманием границ обозначаемого» [кубрякова, 1989, с. �; l�� is, 19�5]. раз размытость денотативных границ слова встречается во всех возрастных группах детей дошкольного возраста [Харченко, 198�]; 5) моделирование выделенных закономерностей в виде фреймово-сценарных структур, репрезентирующих содержание и иерархическую организацию дякм. интересным представляется также исследование влияния на формирование детской ккм знаний и сведений, содержащихся в художественных и фольклорных описаниях мира. так, например, влиянием мифологической км, сведения о которой поступают к ребенку в языковой форме (через сказки и мифы), можно объяснить тот факт, что представление ребенка о множественности пространств и времен и их неоднородности, формирующееся в период допонятийного, наглядного мышления [ахундов, 1982], удерживается в детском сознании вплоть до подросткового возраста. необходимо заметить, что, приступая к выявлению особенностей детского мировосприятия в языке детей, не следует забывать о том, что ребенок – это творческая личность, способная к самостоятельному мышлению. к тому же, как отмечает к. Бюлер, ребенок, в отличие от взрослых, «ничего не знает о трудностях, не знает границ своих способностей» [Бюлер, 1924, с. 2�5]. поэтому мы считаем, что правы те исследователи, которые «неправильное» употребление слова ребенком рассматривают не только как результат бедности словаря ребенка или как знак непонимания конвенционального употребления значения слова и незнания норм его системного функционирования, но и как «доказательство яркого творческого начала в речевой деятельности ребенка» [кубрякова, 1989, с. 10], доказательство способности ребенка «мыслить самостоl��граятельно, ассоциативно, проводя самые неожиданные и остроумные аналогии» [столярова, 1989, с. 11�]. очевидно, что детская языковая картина мира формируется под влиянием видов деятельности, наиболее значимых для ребенка. одним из важнейших видов, по словам н.г. мальцевой, является игра [мальцева, 2002]. психологи считают, что игра – это ведущий тип символико-моделирующей деятельности ребенка дошкольного возраста [обухова, 1995, с. 232], особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, когда дети сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивают и осмысливают, моделируя, всю систему человеческих отношений. игра для ребенка – это один из способов развития и самый важный источник информации об окружающем мире. конечно, игра – это не единственный вид деятельности ребенка в современном обществе. как отмечают психологи, становление личности дошкольника происходит под влиянием различных типов деятельности, наиболее важными среди которых являются: элементарный труд, учение, творчество (например, изобразительная деятельность), восприятие (как на слух, так и с помощью иллюстраций) детских книг, прежде всего сказок. огромную роль в жизни современного ребенка играет кино и телевидение, мультфильмы. в нашем исследовании детской картины мира мы построили ее фреймовую модель, основные характеристики которой будут изложены нами далее на примерах лексических фрагментов, употребляемых в детском дискурсе. рассмотрим построенную нами фреймовую модель, представленную на схеме 1. ее вершиной является ячейка-имя фрейма «Children’s World Image», соответствующая концептуальной структуре, которую моделирует данный фрейм. второй уровень представлен семью подфреймовыми структурами «Social Environment (People)», «Space», «Time», «Objects», «Nature», «Media and EntertainEntertainment» и, наконец, «Activities», в которых сконцентрирована наиболее общая информация о знании, локализованном в рассматриваемом концептуальном фрагменте [филлмор, 1988]. каждый из представленных узловподфреймов, в свою очередь, распадается на
Стр.9
10 более мелкие слоты, которые могут делиться на еще более частные подслоты. да, в отличие от географической, природной среды, не представляет собой чего-то одноCHILDREN’S WORLD IMAGE Social Environment (People) par�nts Mother fath�r Relatives Broth�rs, sist�rs Grandpar�nts aunts, uncl�s, �tc. Activities el�m�ntary labour Cr�ativ� �ork sl��p psychophysical industrial (t�chnical) Drama social and Household constructiv� Image-bearing Clothes oth�r obj�cts Media and Entertainment Books fairytal�s Television comm�rcials, advertisements films Cartoons Dom�stic plants Time past pr�s�nt futur� схема 1 рассмотрим подфреймы и соответствующие слоты представленной когнитивной модели более подробно, так как структура и закономерности их вербализации представляют, по нашему мнению, наибольший интерес для понимания дякм. во фрейме «Children’s World Image» мы выделили подфрейм «Social Environment (People)», являющийся, по нашему мнению, одним из ключевых, именно его мы рассмотрим в настоящей статье. социальная среда имеет наибольшее значение для развития ребенка. вне человеческого общества ребенок не может стать настоящим, развитым человеком. человеческая сревестник иглу, 2010 родного и постоянного, она сложна, неоднородна и разнохарактерна. среда, в которую ребенок попадает после рождения, имеет несколько зон или поясов, которые мы выделили в качестве слотов рассматриваемого подфрейма. слотамикомпонентами подфрейма «Social Environment (People)» являются: «Parents», «Relatives», «Strangers» и «Friends». с первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. на первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений, опосредующими все остальные связи ребенка с миAnimate Inanimate Animals wild Nature Games Military dom�stic, sociopolitical Toys industrial and t�chnical motional (motor) Sensory Surrounding Objects Imaginary Body parts food Strangers N�ighbours, �tc. fri�nds location Space Movement
Стр.10
Вестник_Иркутского_государственного_лингвистического_университета._Серия_Филология_№4_2010_(1).pdf
Стр.1