Книга А.А. Мещанинова «Образ компании» завершает крупнейший, наверное, издательский
проект на территории России, направленный на отбор и издание массовым
тиражом российских и зарубежных бестселлеров в области менеджмента. В Предисловии к
последней книге проекта есть все основания подвести масштабные итоги проекта, оценить
те тенденции и новации, которые он привнес в российское бизнес-образование, и наконец,
напомнить уважаемым читателям, благодаря кому в свет вышло 37 первоклассных
изданий по менеджменту общим тиражом более 300 тысяч экземпляров.
Проект «Разработка учебных материалов по менеджменту» был инициирован Национальным
фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) в 1997 году
в рамках соответствующего займа Мирового банка. На основе тендера исполнителей,
рекомендаций российских и зарубежных экспертов выбор пал на Государственный университет
управления (ГУУ), который непосредственно взялся за реализацию проекта, гарантировал
выполнение не только профессиональных, но и финансовых обязательств.
Итак, последняя книга проекта — «Образ компании», известного специалиста в области
дизайна из Санкт-Петербурга АА. Мещанинова,
дошла
до
читателя. В чем же
ее
ценность, ее вклад в современное представление о менеджменте?
На наш взгляд, книга АА. Мещанинова, прежде всего, будет интересна руководителям
компаний и фирм, так как позволяет «приподняться» над управленческой рутиной
и задуматься о базовых вопросах их бизнеса: «Какой образ, какие ассоциации, какие
переживания, какие, в конце концов, социальные и чувственные оценки формируются
во внешнем окружении по отношению к их организациям?». По большому счету — это
вопрос стратегический для компаний, это, в чем-то, непривычный, но, тем не менее
актуальный в буквальном смысле, взгляд на то, чем должны осознанно заниматься
именно менеджеры высшего звена, а не только функциональные специалисты. Образный
креативный подход к управленческой деятельности непосредственно коррелируется с
проблемой выработки миссии или видения компании, созданием невербальных инструментов
позиционирования организации, таких, например, как брэнд-менджмент.
Книга А.А. Мещанинова является еще одним подтверждением возрастания значимости
«мягких» компонентов в современном управлении. Будучи в своей основе социальным
процессом, управленческая деятельность должна опираться на все богатство человеческой
природы, человеческого социума, поэтому профессиональный менеджмент все больше
интегрируется с такими сферами жизнедеятельности как искусство, творческий процесс
как
таковой. То,
что
развитие менеджмента
идет
в
том числе и
в
этом направлении,
свидетельствует программа глобального форума по менеджменту, проводимого в Бангкоке
(Таиланд) в июне 2002 года. Ряд заседаний непосредственно посвящен использованию
технологий зрительного и игрового воздействия в управленческой практике, а также в
управленческом образовании.
Книга А.А. Мещанинова затрагивает новейший, во многом еще не разработанный
пласт представлений о менеджменте и поэтому вызовет большой интерес у читателей.
А.М. Зобов,
к.э.н., доцент, проректор Государственного университета
управления, руководитель Рабочей группы
проекта «Разработка учебных материалов по менеджменту»
Стр.1
1
Оглавление
Вступление
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Деловой успех
Фирменный стиль
Образ фирмы
Отступление от темы
Резюме
Часть I. СТИЛЬ И ОБРАЗ В ИСТОРИЯХ И ТЕОРИЯХ
Глава 1. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ В ПОВТОРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Фабрики и принципыТонета
АЭГ и Петер Беренс
Феномен и стиль Оливетти
Браун-стиль
За океаном
Глава 2. ОПЫТ РОССИИ: ДИЗАЙН-ПРОГРАММЫ. ОТ УТОПИИ К ПРОЕКТАМ
Политэкономический базис и надстройка дизайна
Разработка программы работ и координационного план-графика ее прохождения
Анализ объекта проектирования
Дизайн-концепция
Проектная разработка
Составление руководства по использованию дизайн-программы
Глава 3. ОБРАЗ КОМПАНИИ В ОПИСАНИЯХ И МОНОГРАФИЯХ
Пища для размышлений и лакомства для глаз
Анатомия процесса
Взгляд под другим углом и с другим охватом
Глава 4. ОБРАЗ КАК ТАКОВОЙ И ОБРАЗ КОМПАНИИ. ОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ
Ты мне - компания, а ты мне - не компания
На дне колодца
Дело в шляпе, но не только
Можно ли логически сконструировать художественный образ?
Обратный кульбит
ЧАСТЬ II. ОБРАЗ КОМПАНИИ В ДЕТАЛЯХ И В ДЕЙСТВИИ
Глава 5. КОМПАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ЧАСТИ ЕЕ КАРКАСА
Окружение и взаимосвязи компании
Лирическое отступление с прагматической целью
...На кого Вы работаете!?..
Главный посредник
Глава 6. КОМПАНИЯ ИЩЕТ АДРЕС ПОТРЕБИТЕЛЯ
Посмотрим на плакат для Оливетти новыми глазами
Пример первый. Производящие
Пример второй. Распространяющие
А ты кто такой?
Пример третий. Обслуживающие
Стр.3