Вступление
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (38) 2011
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Сибирское отделение
РАН Институт
философии и права
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2011
доктор биологических наук, профессор,
ректор ФГБОУ ВПО НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ФГБОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ФГБОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, зам. председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное ñëîâî........................................................................................................... 3
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ВОСПИТАНИЯ) В ФИЛОСОФСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Ромм Т. А. (Новосибирск). Феноменологические основы анализа
социального воспитания ............................................................................................. 6
Самойлова Т. Я. (Новосибирск). Актуализация историко-педагогических
идей в контексте проблем современного образования .................................... 15
Полиновская Е. А. (Новосибирск). Особенности мировоззрения
и программные принципы альтерглобализма ..................................................... 19
Киселева Е. В. (Новосибирск). Воспитывающие взаимоотношения
как гуманитарная технология ................................................................................. 26
Кисел¸в Н. Н. (Новосибирск). Информационный фактор развития личности ... 31
Симушкина Н. Ю. (Новосибирск). Содержание образования в частных
школах США и вызовы постиндустриального общества .................................. 40
Борисов Д. А. (Новосибирск). Шанхайская организация сотрудничества: формирование
единого центрально-азиатского образовательного пространства ....... 46
Селиванова Н. Л. (Москва). Теория и практика воспитания: проблемы
и перспективы ............................................................................................................ 51
Раздел II. ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ефремова Î. À., Барахтенова Ë. À., Пименов À. Ò. (Íîâîñèáèðñê),
Киринюк А. А. (Москва). Концептуальная модель квалиметрического
мониторинга в сфере образования ......................................................................... 58
Раздел III. СИБИРЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дружинина Ю. В. (Новосибирск). Образовательно-просветительские
аспекты деятельности сельской интеллигенции Западной Сибири
(âòîðàÿ половина XIX – начало XX ââ.) ................................................................. 72
Глушков С. Е. (Новосибирск). Методология исследования
историко-демографических процессов здоровья и заболеваемости
населения Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX ââ. ......... 78
Реутова М. А. (Новосибирск). Тема сибирской начальной школы
в освещении ведомственных педагогических журналов (1907–1914 ãã.) ..... 84
Раздел IV. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Умбрашко К. Б. (Новосибирск). Философско-методологические поиски
европейских и русских историков ÕVIII – первой половины XIX ââ. ............ 92
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
А. А. Корольков
П
Жафяров
.
О
.
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
А. Н. Нысанбаев
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Ñ.
Ст¸пин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Ивонина О. И. (Новосибирск). Философия истории «Нового Града»
1931–1938 ãã. ............................................................................................................... 103
Черная Å. Þ. (Íîâîñèáèðñê). Методические идеи Ì. Â. Нечкиной ................ 110
Прокопьева И. В. (Новосибирск). Проблемы методологии в трудах
Ñ. Ì. Соловьева ........................................................................................................ 117
Сорокин В. Н. (Новосибирск). Русский философ Николай Федоров
в поисках «ìóçåéíîé ðåëèãèè» ............................................................................. 122
Давыдов М. Е. (Новосибирск). Философско-методологические аспекты
историографии «õîëîäíîé âîèíû» ......................................................................... 127
Спесивцева В. А. (Новосибирск). Средневековые польские
историки – выходцы из стен Краковского университета .............................. 133
Сидоренко М. А. (Новосибирск). Образовательные функция исторических
концепций во Франции XVII–XVIII ââ. ................................................................ 138
Тузикова Л. Д. (Новосибирск). Стратегии познавательной деятельности
при изучении визуальных образов прошлого .................................................... 145
Хлытина О. М. (Новосибирск). Познавательные модели и
методологический инструментарий современных учебников истории ..... 151
Раздел V. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ
ОСМЫСЛЕНИИ
Гребенкин Е. В. (Новосибирск). Методология изучения конфликтов
в отечественной и зарубежной педагогической науке ................................... 161
Винникова Г. В., Ярышева А. А. (Новосибирск). Социально-психологические
детерминанты наркозависимого поведения ........................................ 166
Тимербулатова Э. С. (Новосибирск). Теоретические проблемы
исследования материнства как предмета психологии ëè÷íîñòè.................. 175
Лаврентьева З. И. (Новосибирск). Влияние педагогической реабилитации
на социальное развитие подростков .................................................................... 183
Олейников И. В., Олейникова Н. А. (Новосибирск). ЕГЭ по истории:
формирование общественных норм и ориентиров .......................................... 189
Катионова А. О., Катионов О. Н. (Новосибирск). Международное
усыновление как философско-правовое явление ............................................. 197
Богданова Е. В. (Новосибирск). Социально-философские подходы
к пониманию сущности волонтерской деятельности ...................................... 202
Хромова И. В., Филонов Н. Л. Сравнительное изучение морального сознания
подростков, воспитывающихся в детских домах и родных семьях .................. 209
Нехаева Ñ. Â. (Íîâîñèáèðñê). Наставник и øêîëÿð: рождение спора .............. 216
Раздел VI. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зверев В. А., Недзелюк Т. Г. (Новосибирск). Роль образования
в формировании картины мира (по материалам католических общин
Сибири конца XIX – начала XX ââ.) ...................................................................... 228
Бодрова А. А. (Новосибирск). Место мифологии в образовательных
программах по археологии .................................................................................... 234
Запорожченко А. В. (Новосибирск). Социально-философская
интерпритация древнеиранской мифологии в контексте исторического
образования ............................................................................................................... 239
Раздел VII. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ
В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Чапля Т. В. (Новосибирск). Социально-философские аспекты
коммуникации в искусстве .................................................................................... 247
Козлова М. А. (Новосибирск). Типология взаимодействий в искусстве:
социально-философский аспект ............................................................................ 254
Видеркер В. В. (Новосибирск). Неомифологический текст в культуре
символизма ................................................................................................................ 260
Тимофеева Ю. В. (Новосибирск). Книжная культура: дефиниции понятия ... 268
Луговой К. В. (Новосибирск). Образ трикстера в социально-философском
контексте традиционной культуры ..................................................................... 275
Багрова Н. В. (Новосибирск). Компетентностный подход к подготовке
архитектора на основе развития критического мышления ........................... 282
Чернявская Е. В. (Новосибирск). Кластерный подход в формировании
профессионального самоопределения ................................................................ 289
Багрова Н. В. (Новосибирск). Архитектурная критика в процессах
воспроизводства и развития профессиональной культуры ............................ 295
Раздел VIII. ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Баяндин В. И. (Новосибирск). О системе обучения нижних чинов
в российской армии в ÕIÕ – начале ХХ ââ. ......................................................... 304
Корытков В. А. (Новосибирск). Социально-профессиональная адаптация
военнослужащих по призыву ................................................................................ 310
Правила оформления статей для авторов .................................................................. 318
2
Подписано в печать
31.11.2011
Формат 70×100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 25.0 ë.
Ó÷.-èçä. 26.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 425
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Верстка
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Ответственный
за выпуск
К. Б. Умбрашко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 5 (38) 2011
Стр.2
Вступление
Уважаемые читатели!
Номер журнала, предлагаемый вашему вниманию, посвящен
75-летию исторического факультета НГПУ (теперь Институт истории, гуманитарного
и социального образования – ИИГСО). Наши выпускники –
наше главное богатство. Они трудятся учителями и организаторами учебно-воспитательного
процесса в школах, детских оздоровительных центрах,
преподавателями в колледжах и вузах, учеными-историками, общественными
деятелями, депутатами, организаторами молодежного движения,
чиновниками. Среди них – начальник департамента образования,
культуры и спорта мэрии г. Новосибирска Валерий Александрович Шварцкоп;
писатель, сценарист и режиссер Дмитрий Константинов; сотрудник
РГГУ, известный путешественник-фотограф, редактор научно-популярного
журнала, доктор исторических наук Константин Леонардович Банников.
Ярким примером преданности факультету является доктор исторических
наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, кавалер
ордена Трудового Красного Знамени Екатерина Ивановна Соловьева, прошедшая
путь от ассистента, заведующей кафедрой истории до ректора
НГПИ. И сегодня в ИИГСО работают преподавателями в основном наши
выпускники.
С 2011 г. осуществляется набор по следующим направлениям подготовки:
«Педагогическое образование» (профили «История», «Правовое образование»,
«Культурологическое образование», «История и мировая художественная
культура», «Обществознание и история»); «Психолого-педагогическое
образование» (профиль «Психология и социальная
педагогика»); «Культурология» (профили: «История культуры», «Мировая
художественная культура», «Культура стран и регионов мира»); «Религиоведение»
(профиль «Историко-религиоведческий»); «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия» (профиль «Культурный
туризм и экскурсионная деятельность»).
В ИИГСО ведется подготовка по программам дополнительного образования:
«Методология, теория и практика школьного исторического образования
в современной России», «Практика устной и письменной речи
китайского языка», «Педагогическое проектирование», «Воспитательная
деятельность педагога», «Конструктивная конфликтология», «Реабилитация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Теория
и методика организации летнего отдыха детей, подростков и молодежи»,
«Методические пути и средства подготовки учащихся 5–11-х классов к
ЕГЭ по истории и обществознанию», «Основы религиозных культур в системе
общего образования».
ИИГСО работает в тесном сотрудничестве с Институтом истории и
Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Академии
наук, вузами и научно-исследовательскими институтами России. В акаде3
Стр.3
Философия образования
мических институтах СО РАН работают немало наших выпускников. В их
числе – академик РАН Вячеслав Иванович Молодин.
Наш институт имеет долговременные и многочисленные связи в различных
областях гуманитарного знания. Деканом гуманитарного факультета
НГТУ является доктор философских наук Марк Валерьевич Ромм,
сохраняющий творческие связи с родным факультетом. Профессор Варшавского
университета, доцент ИИГСО Дмитрий Владимирович Карнаухов
руководит стажировками студентов в университетах Польши. Также
наши студенты стажируются в Шандуньском педагогическом университете
(г. Цзинань, КНР), в педагогическом университете г. Саппоро
(ßïîíèÿ).
ИИГСО гордится своими ветеранами. Доктор исторических наук
Е.И. Соловьева создала научную школу по истории крестьянства Сибири.
Доктор историческихнаук Т.Н. Троицкая – основатель новосибирской археологии.
Традиции корифеев продолжают в своей научной и педагогической
деятельности доктора наук В.А. Зверев, К.Б. Умбрашко, Н.Н. Родигина,
Т.А. Ромм, З.И. Лаврентьева, Т.В. Чапля, А.П. Бородовский; кандидаты
наук Ë.È. Äðåìîâà, Í.Ï. Àíèêååâà, Å.Â. Êèñåëåâà, È. À. Äóðàêîâ,
Ò. Â. Мжельская и äð.
В институте сложилась мощная школа методистов, известная не только
в Сибири. Кандидаты наук О.М. Хлытина, К.Е. Зверева, О.Н. Сидорчук,
Е.Ф. Бехтенова обеспечивают взаимодействие с учителями истории
и обществознания города и области.
Заинтересованность коллектива преподавателей в своей работе позволяет
достигать эффективности в научном и образовательном процессах и
актуализировать ценности исследовательской деятельности у студентов
и аспирантов. Приглашенные из других вузов доктора юридических наук
В. С. Курчеев и И. А. Кравец усиливают образовательный потенциал студентов
блока правовой подготовки.
Выпускники других вузов влились в преподавательский коллектив нашего
института и многие годы держат высокую планку. Это доктора наук
О.И. Ивонина, Н.В. Исакова, А.Е. Демидчик; кандидаты наук В.И. Баяндин,
А.В. Запорожченко, Т.А. Черноверская, Е.Е. Тихомирова, И.В. Олейников.
Учебный
процесс в целом обеспечивается педагогическим коллективом
пяти кафедр, на которых работают 82 преподавателя, среди них 15
докторов и 47 кандидатов наук.
Показателем высокой продуктивности научных исследований является
наличие всероссийских и региональных грантов. За последние пять лет
руководителями их являлись Т.А. Ромм, Е.В. Киселева, Н.Н. Родигина,
Î.Í. Êàòèîíîâ. В 2011 ã. НГПУ выиграл три гранта РГНФ – и все на
ИИГСО (руководители Н.Н. Родигина, Е.В. Киселева, О.Н. Катионов).
В институте работает пять научно-исследовательских лабораторий:
социального воспитания; исторического образования и региональной истории;
практической культурологии; методологии и истории исторической
науки; гуманитарных и правовых исследований. Здесь студенты ведут
совместную научную работу с преподавателями. Результатом является
их участие в научных региональных, всероссийских и международных
4
Стр.4
Вступление
конференциях и олимпиадах по педагогике и психологии, истории, культурологи,
археологии и юриспруденции. Например, в 2011 г. в номинации
«Лучший вожатый Всероссийского детского центра “Орленок”» стала победительницей
студентка V курса ИИГСО Евгения Евдокимова.
Широкая гуманитарная подготовка формирует лидерский потенциал
студента и дает возможность каждому раскрыться как личности. Важным
компонентом является воспитательная работа в институте. И здесь лидерами
являются кандидаты педагогических наук Е.В. Богданова и А.О. Катионова;
кандидат социологических наук Н.Н. Киселев – проректор НГПУ
по воспитательной работе.
Выпускники имеют возможность продолжить свое образование в магистратуре
(«Педагогическое образование» – «Историческое образование
– отечественная история», «Историческое образование – всеобщая история,
историография, источниковедение»; «Психолого-педагогическое образование»
– «Научно-методическая деятельность», «Педагогика и
психология воспитания»; «Культурология» – «Теория культуры», «Коммуникативные
стратегии в культуре и искусстве») и аспирантуре («Отечественная
история»; «Всеобщая история»; «Историография, источниковедение
и методы исторического исследования»; «Теория и методика обучения
и воспитания»; «Теория и история культуры»; «Археология»).
Данный номер журнала представляет научные интересы преподавателей
ИИГСО. Он отражает различные направления научной деятельности
коллектива преподавателей, сотрудников и аспирантов и включает статьи,
посвященные вопросам не только философии образования, но и истории,
исторического образования, культурологии и др.
Директор ИИГСО,
доктор исторических наук, профессор
Главный редактор
журнала «Философия образования»
доктор философских наук, профессор
О. Н. Катионов
Н. В. Наливайко
5
Стр.5