РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «устойчивое развитие»: посвящается 80-летию со дня рождения
академика В. А. Коптюга ........................................................................................ 3
Раздел I. <...> МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изгарская А. А. <...> ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ
И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Пугачёв А. В. <...> . Некоторые проблемы подготовки
специалистов-политологов в РФ (философско-методологический анализ)120
Раздел III. <...> ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Пелцова Н. <...> ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА
(ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ)
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (36) 2011
Издание осуществлено при финансовой поддержке
гранта администрации Новосибирской области
№ 116 от
04.03.2011
Редакторы <...> ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)
ЛИЧНОСТИ
Подписано в печать
12.07.2011
Потапова Н. А. <...> Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
№ 3 (36) 2011
Editorial Board
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University <...> Korolkov
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science <...> Smolin
on Education of the State Duma Committee <...> Валентин Афанасьевич Коптюг, выстраивая <...>
Философия_образования_№3_2011.pdf
Вступление
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3 (36) 2011
Редакционная коллегия:
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
ГОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Сибирское
отделение
РАН Институт
философии и права
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2011
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «устойчивое развитие»: посвящается 80-летию со дня рождения
академика Â. À. Коптюга ........................................................................................ 3
Раздел I. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изгарская А. А. (Новосибирск). Образование в эпоху модернизации
с позиций миросистемного подхода ...................................................................... 12
Жерносенко И. А. (Барнаул). Культурные стратегии модернизации
образования: принципы саморазвития .................................................................. 19
Мануйлова С. О. (Новосибирск). Информатизация образования – путь
к непрерывному обучению специалиста .............................................................. 25
Асанова И. М. (Санкт-Петербург). Информационно-содержательная основа
образовательного процесса в вузе с позиций гуманитарного подхода ......... 31
Голиков Н. А. (Тюмень). Проблемы социализации личности в условиях
инновационных образовательных учреждений .................................................. 38
Терепищий С. А. (Киев, Украина). Принципы стандартизации высшего
образования ................................................................................................................. 45
Симушкина Н. Ю. (Новосибирск). Становление и развитие частного
образования (социально-философский àíàëèç)................................................... 52
Карпов А. О. (Москва). Исследовательское образование как стратегический
ресурс îáùåñòâà, «ðàáîòàþùåãî» на знаниях ...................................................... 60
Дзиов А. Р. (Шадринск). Современная высшая школа в институциональном
аспекте .........................................................................................................................68
Черных С. И. (Новосибирск). Феномен виртуальной личности
в современной философии ....................................................................................... 72
Чирков С. В. (Новосибирск). Сущность информационной культуры
в контексте компетентностного подхода ............................................................ 78
Раздел II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ
И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Пугач¸в А. В. (Новосибирск). Методология правового регулирования
образования: положение в общей системе и основная характеристика
содержания .................................................................................................................. 84
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
А. А. Корольков
П
Жафяров
.
О
.
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
А. Н. Нысанбаев
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Ñ.
Ст¸пин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Камашев С. В. (Новосибирск). Безопасность образования России
в условиях интеграции в европейское образовательное пространство ........ 89
Соловьев А. А. (Волгоград). Образование и гражданское общество
в условиях неопределенности ................................................................................. 95
Вышегурова Л. Р. (Барнаул). Управленческая структура вуза и качество
высшего образования в России ............................................................................. 101
Селина Т. М. (Новосибирск). Концептуальные подходы к вопросу качества
образования ............................................................................................................... 108
Маркеев А. И. (Новосибирск). Инновационное развитие правовой
культуры .................................................................................................................... 115
Кущенко С. В. (Новосибирск). Некоторые проблемы подготовки
специалистов-политологов в РФ (философско-методологический анализ)120
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Пелцова Н. (Прага, Чешская Республика). Образование как движение
человеческого бытия .............................................................................................. 125
Хогенова A. (Ïðàãà, Чешская Ðåñïóáëèêà). Тело и речь ...................................... 133
Семрадова И. (Прага, Чешская Республика). Об основах профессиональной
этики учителей ......................................................................................................... 135
Раздел IV. ВОПРОСЫ КРЕАТИВНОСТИ, ГУМАНИЗАЦИИ
И КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Илькевич Б. В. (Люберцы, Московская обл.). Ценностная характеристика
художественно-промышленного образования .................................................. 142
Семенова Е. В. (Лесосибирск). Современное образовательное
пространство в контексте изменений взаимодействия культур .................. 148
Полянкина С. Ю. (Новосибирск). Особенности поликультурного
образования в современной России ..................................................................... 155
М¸дова Н. А. (Томск). Инклюзивное образование в парадигме развития
национальных образовательных систем ............................................................. 160
Кулешов С. А. (Новосибирск). О некоторых проблемах в преподавании
гуманитарных наук в техническом вузе ............................................................ 165
Тарасова М. В. (Красноярск). Образование как система: традиции
исследования ............................................................................................................. 170
Ефремова Î. À., Барахтенова Ë. À., Пименов À. Ò. (Íîâîñèáèðñê),
Киринюк А. А. (Москва). Методология мониторинга: принципы
организации, классификация и инструментарий .............................................. 178
Шнипа Н. Г. (Барнаул). Модель формирования готовности студентов
к дидактическому исследованию ......................................................................... 191
Рябцева И. В. (Новокузнецк). Характер предпрофильной подготовки
в процессе обучения ................................................................................................ 198
Раздел V. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА
(ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ)
Мальцева С. В. (Калуга). Лингвистический контекст идеи создания мира
(ýòèêî-ôèëîñîôñêèé àíàëèç) ................................................................................. 203
Погожева Å.Þ. (Íîâîñèáèðñê). Двуязычие как синоним культуры ................. 209
Попова Г. С. (Якутск). Метод герменевтики и аутентичность текста
культуры .................................................................................................................... 217
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Развитие языкового образовательного
пространства в условиях современных миграционных процессов .............. 224
Раздел VI. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)
ЛИЧНОСТИ
Потапова Н. А. (Новосибирск). Проблемы социально-психологической
адаптации курсантов высшей военной школы в условиях гуманизации
образования ............................................................................................................... 232
Борисов И. В. (Новосибирск). Гуманистический подход к преподаванию
философии и две парадигмы в современном философском процессе ........ 239
Косенко Т. С., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Понятие «диалог»
в современной системе образования ................................................................... 246
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Информация о Юбилейной конференции НИИ ФО НГПУ: «Новая
философия образования – ответ на вызовы âðåìåíè» ............................................ 254
Правила оформления статей для авторов .................................................................. 266
Подписано в печать
12.07.2011
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 196
Отпечатано в
типографии
«Апостроф»
г. Новосибирск,
ул. Сакко и
Âàíöåòòè, ä. 29.
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 3 (36) 2011
Издание осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
¹ 116 от
04.03.2011
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Корректор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Стр.2