Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева
Scan ImWerden
OCR Бычков М. Н.
ЛЕВ СОБОЛЕВ
из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева
Переписка П.А. Вяземского с издателем "Русского архива" П.И. Бартеневым (см.: [Мироненко])
практически не публиковалась (письма Вяземского печатались в "Русском архиве" разных лет; см. также:
[Гулин]). Мы публикуем несколько писем Вяземского (Ф. 46 [Бартенев]. Оп. 1) и Бартенева (Ф. 195
[Вяземские]. Оп. 1. Ед. хр. 1407) из РГАЛИ (в дальнейшем указывается лишь номер единицы хранения
для писем Вяземского и листов для писем обоих корреспондентов); письма печатаются по современной
орфографии и пунктуации (в частности, публикатором везде поставлены кавычки в заглавиях журналов
или отдельных произведений) с сохранением некоторых особенностей индивидуального письма. Письма
Вяземского, по-видимому, написаны рукой В.Ф. Вяземской (см.: [Из собрания: 115] ); везде отмечен
текст, написанный рукой Вяземского.
В комментировании принимал участие А.Л. Соболев.
1 Вяземский -- Бартеневу [Ед. хр. 153. Л. 9]
Царское Село, 4 нояб<ря, 1868
Не имею сочинений Хомякова, о которых Вы пишете, и не знаю, получу ли их здесь1. Читал я
только предисловие к ним Самарина. Оно хорошо написано и умно, как все, что пишет Самарин, но при
всем том чего-то нет, и есть излишек того, чему быть бы не следовало. Я очень понимаю, что светский
писатель может быть религиозен; но не люблю, когда светский писатель идет в богословы. Светскому
писателю можно присвоить себе духовную и нравственную часть религии; но толковать о различии
исповеданий и выдавать свое за наилучшее и за настоящее [9 об.] почитаю делом совершенно неуместным
и неприличным. Тем более, что Церковь, которую эти господа так усердно защищают, обыкновенно не
признает их своими законными защитниками. Из этого может выходить и выходит соблазн, или раскол.
Когда управлял я Министерством Просвещения, я хлопотал о пропуске богословских статей, печатаемых
за границею Хомяковым, и не успел в том вследствие отказа духовной цензуры2.
Самарин называет Хомякова учителем церкви3. Какой же это учитель, которого ученики не
слушаются и отвергают? В самом своем предисловии Самарин не очень щадит наше духовен[10]ство4. А
как бы то ни было, хорошо ли оно или худо, но все же одно духовенство законный представитель церкви
нашей пред народом. Выдумывать какую-то церковь, которая сама собой держится, есть своего рода
отвлеченность и протестация, то есть протестанство, которое также началось протестом против
духовенства. Пожалуй, будь оно и так, и будь оно полезно, но такое действие довольно странно и
противологически со стороны тех, которые выдают себя сынами и воинами православия. Книга об
окраинах России5, кстати будь здесь сказано, есть, по моему мнению, что-то вроде воздвижения
памятника Кольцову в Воронеже6. Пожалуй, пиши об окраинах и воздвигай памятник ко[10 об.]му
хочешь; но ни в том, ни в другом случае нет насущной потребности.
А у нас много еще таких потребностей, которых удовлетворение гораздо важнее и потребнее.
Вот опять Вам несколько камешков для сооружения и мне памятника, то есть посмертной моей
биографии, которую Вам завещаю, за смертью Шевырева7.
<почерком Вяземского:,
Все это здесь набросалось потому, что мы завалены здесь снегом, как в Камчатке, и не могу за
неимением лыжей пуститься в прогулку пешком.
Вместо ног дал я мыслям своим прогуляться.
Весь Ваш Вяземский
Стр.1