ФОЛЬКЛОРИСТИКА
В.С. Кузнецова
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Рябчик и Мамонт в легендах русской фольклорной «Библии»∗
Аннотация: В статье рассматриваются два сюжета легенд русской фольклорной
«Библии» – о Рябчике, напугавшем Христа, и о Мамонте, гибнущем во
время Всемирного потопа.
Ключевые слова: русский фольклор, фольклорная «Библия», легенды об изменениях
свойств растений или животных.
Если в Библии повествование о происхождении на земле животных и растений
отнесено ко времени первотворения и изложено в книге Бытия – в рассказах о
втором, четвертом и пятом днях творения мира Богом (Быт. 1: 11–12; 25)1, то во
временнóм пространстве фольклорной версии «Библии» легенды о происхождении
животных, птиц, рыб, растений и их особенностей имеют более широкое распространение.
Одна
часть таких повествований в фольклорной «Библии» содержит «первичную
этиологию», т.е. мотивы сотворения тех или иных растений и животных.
Как и в канонической Библии, эти повествования отнесены к временам сотворения
мира и связаны с космогоническими легендами. Дуалистические легенды о
сотворении мира в фольклоре восточных славян рассказывают о сотворении суши
и человека совместно Богом и Сатаной, и повествования о создании творцами
некоторых представителей животного мира здесь – это обычно рассказы о неудачных
попытках Сатаны повторить креативные действия Бога. Сотворены Богом
корова, овца, пчела, а у пытавшегося повторить действия Бога Сатаны получились
бык, коза /козел, вредные насекомые и различные «гады»2.
Однако легенды об изменениях свойств растений или животных, которые
связывают происхождение и особенности некоторых представителей животного и
растительного мира с действиями библейских персонажей, в фольклорной редакции
«Библии» могут быть отнесены и к другим эпизодам библейской истории,
как, например, Потоп, или евангельские события, относящиеся ко времени хождений
Христа по земле. Именно к этой – второй – группе принадлежат легенды о
Рябчике, напугавшем Христа, и легенды о Мамонте, гибнущем во время Всемирного
потопа, которые рассматриваются в этой статье.
∗ Публикация подготовлена по проекту «Русская фольклорная Библия в Сибири» в
рамках программы «The Russian Folk Religious Imagination», поддержанной National Endowment
for the Humanities (NEH).
1 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое,
приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела
земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и древо, приносящее плод, в котором семя
его по роду его» (Быт. 1: 11–12); «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных
пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду
ее» (Быт 1: 21); «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов
земных по роду их» (Быт 1: 25).
2 Указатель подобных повествований см., например: [Кузнецова, 1998, 13н].
5
Стр.1