Среди сторонников патриарха Никона, в июле 1658 года оставившего патриаршую кафедру, были не только его соотечественники, но и греки, которые поддерживали опального святителя и сочувствовали ему: архимандрит афонского
Кастамонитова монастыря Феофан, переводчик газского митрополита Паисия
Лигарида дьякон Агафангел, курьер иерусалимского патриарха Нектария Савва
Дмитриев, иконийский митрополит Афанасий. <...> Летом 1665 года иконийский митрополит написал патриарху Никону 2 письма из Симонова монастыря; только во втором есть дата – 29
июня. <...> Никон ответил на второе, третье (этот ответ
имеет дату 11 августа 1665 года) и пятое письма, отдельно составил небольшое
послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 года. <...> Письма Саввы и Афанасия отличаются особой риторической «выделкой»;
несмотря на разное социальное положение (курьер и митрополит) авторы умело
применяют знания законов греческой эпистолографии в переписке с московским
патриархом. <...> В письмах митрополита Афанасия выделяются две значимые части: начальное обращение (соответствующее praescriptio и salutatio), содержание (подобное
семантеме или narratio); завершаются письма, подобно латинским, подписью –
«Последний рабъ святителству твоему, митрополитъ иконийский и каппадокийский Афанасий» (267) или датой и подписью – «1665-го года месяца иуниа в 29-й
день. <...> Начальное обращение в письмах митрополита открывается титулом с именованием адресата и завершается в традициях византийских
посланий к высокопоставленным особам словесными выражениями радости, «целования» рук, ног, души и припадания ниц 1 . <...> Особенность прескрипта писем
Афанасия в том, что ни в одном из них ни разу не названо имя автора: между тем,
с античных времен становления эпистолярного жанра значение придавалось
«внешнему облику» обращения, последовательности расположения имен адресата
и отправителя [Античная эпистолография, 1967, с. <...> В поздневизантийской традиции требования к оформлению начального <...>
Сибирский_филологический_журнал_№2_2008.pdf
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
С.К. Севастьянова
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Письма патриарха Никона к грекам
и традиции поздневизантийской эпистолографии
Аннотация: В статье рассматривается стилистика и структура писем патриарха
Никона его греческим корреспондентам. Показывается, что переписка патриарха
Никона с греками, составленная в традициях поздневизантийского письма,
оставила заметный след в русской эпистолографии XVII в. и отразила определенный
этап ее развития.
Ключевые слова: древнерусская литература, эпистолография, патриарх Никон.
Среди
сторонников патриарха Никона, в июле 1658 года оставившего патриаршую
кафедру, были не только его соотечественники, но и греки, которые поддерживали
опального святителя и сочувствовали ему: архимандрит афонского
Кастамонитова монастыря Феофан, переводчик газского митрополита Паисия
Лигарида дьякон Агафангел, курьер иерусалимского патриарха Нектария Савва
Дмитриев, иконийский митрополит Афанасий.
Особую роль в жизни московского патриарха сыграли Афанасий Иконийский
и Савва Дмитриев. Летом 1665 года иконийский митрополит написал патриарху
Никону 2 письма из Симонова монастыря; только во втором есть дата – 29
июня. На оба послания Афанасия московский владыка дал ответ. Переписка Никона
с Саввой началась через полгода после прибытия грека в Москву и длилась с
мая 1665 года по январь 1666 года. Находящийся под стражей «в Верху, в палатах»
царя грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом
из них; второе датировано 1 июня, третье – 14 июня 1665 года, четвертое –
1 января, пятое – 2 января 1666 года. Никон ответил на второе, третье (этот ответ
имеет дату 11 августа 1665 года) и пятое письма, отдельно составил небольшое
послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 года.
Переписка Афанасия, Саввы и Никона в автографах не сохранилась. Их послания
бытовали в списках XVIII века; изданные архимандритом Леонидом (Кавелиным)
по рукописи из собрания В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный
список [А. Л-ъ, 1873, с. 1618-1640] (ныне: РГБ, ф. 310, № 415, л. 319351),
они до сих пор не привлекали внимание исследователей.
Чтобы выявить своеобразие формы и содержания ответных писем патриарха
Никона, необходимо рассмотреть стилистику и структуру посланий греков к нему1.
Письма Саввы и Афанасия отличаются особой риторической «выделкой»;
несмотря на разное социальное положение (курьер и митрополит) авторы умело
применяют знания законов греческой эпистолографии в переписке с московским
патриархом.
1 В дальнейшем письма греков цит. по рук.: РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (перв. треть
XVIII века), л. 266-292. Ссылки на листы рук. проставляются в тексте в круглых скобках
после цитаты.
5
Стр.1