ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
УДК 621.7.06/.07:658.511.5
ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ОТВЕРСТИЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ
ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
А.М. ФИРСОВ, канд. техн. наук, доцент,
В.Н. БЕЛЯЕВ, канд. техн. наук, И.В. БОТКИН, канд. техн. наук,
С.С. ХАМРИТЕЛЕВ, аспирант, Д.А. СУТОРМИН, аспирант
(Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ, г. Бийск)
Статья поступила 8 апреля 2010 г.
659305, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, 27,
Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ, e-mail: mrsi@bti.secna.ru
Показана взаимосвязь параметров качества поверхностного слоя и эксплуатационных показателей. Приведены результаты
исследований поверхностно-пластической обработки отверстий корпусных деталей из алюминиевых сплавов.
Ключевые слова: эксплуатация, износ, технологическая подготовка производства, алюминиевый сплав,
поверхностно-пластическое деформирование.
The interrelation of the parameters of surface layer quality and performance indicators is consider. Results on the fi nishing
touch aluminum alloys are shown.
Key words: operation, technological preparation of production, aluminum alloy, surface-plastic deformation, wear and
tear.
В современном производстве для обеспечения
конкурентоспособности необходим выпуск продукции
с заданным эксплуатационным периодом, что позволяет
прогнозировать срок службы изделия в целом
или отдельных его элементов, а также планировать
производство продукции. Однако в настоящее время
этому не уделяется должного внимания, и изделие становится
неработоспособным по причине, например,
износа одной отдельной поверхности, что приводит к
увеличению затрат на ремонт и обслуживание и снижению
спроса на эту продукцию. Следовательно, необходимо
обеспечивать выпуск продукции, у которой
срок службы всех поверхностей был бы одинаковым.
В машиностроении для облегчения массы изделий
ряд корпусных деталей, например малогабаритных
двигателей, изготавливают из алюминиевых или
магниевых сплавов. На рис. 1 представлены корпусные
детали двухтактных двигателей, используемых в
качестве привода в бензопилах, газонокосилках, насосах
и других изделиях, где регламентируется масса
изделия. Материал этих деталей – литейный алюминиевый
сплав, имеющий невысокую прочность
и твердость. Во время работы поверхности этих деталей
подвергаются циклическим и динамическим
нагрузкам, тепловому воздействию. У этих деталей
можно выделить несколько групп поверхностей:
• поверхности, которые являются комплектом
технологических баз;
4 № 4 (49) 2010
ТЕХНОЛОГИЯ
Рис. 1. Детали малогабаритных двухтактных двигателей
• плоские наружные поверхности, сопрягающиеся
с другими деталями и узлами изделия;
• поверхности базовых отверстий, в которых детали
и сборочные единицы монтируются в определенной
взаимосвязи;
• резьбовые и другие мелкие крепежные отверстия;
•
остальные поверхности как внутренние, так и
наружные, – разной формы, определяющие конфигурацию
детали.
Экспертная оценка влияния разных поверхностей
этих корпусных деталей на срок службы (табл. 1) показывает,
что он зависит от износостойкости и контактной
жесткости поверхностей базовых отверстий.
Стр.1