А.В. Гилева, Н.С. Исупова
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОУ
Учебно-методическое пособие для руководителей ДОУ,
студентов педагогических колледжей и вузов
Пилотный экземпляр
Соликамск
ГОУ ВПО «СГПИ»
2009
ББК 74.14 я 7
Г 47
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент, заведующая
кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко
Г 47
Гилева, А. <...> С. / под общей редакцией А.В. Гилевой
Инновации в управлении ДОУ [Текст] : учебнометодическое пособие для руководителей ДОУ, студентов
педагогических колледжей и вузов / Анжела Валентиновна
Гилева, Наталья Сергеевна Исупова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Адресуется руководителям ДОУ, студентам педагогических
колледжей и вузов. <...> Возникает
настоящая потребность регистрации проблем детства и особенно дошкольного детства, когда формируется личность человека. <...> Оптимизация системы дошкольного образования возможна лишь при
освоении инноваций, способствующих качественным изменениям
деятельности ДОУ, выражающихся в их переходе на качественно
новый этап – режим развития. <...> Режим развития – это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. <...> Известные специалисты в области управления образованием
Валерий Семенович Лазарев и Марк Матусович Поташник рассматривают программу как модель совместной деятельности группы людей, определяющую исходное состояние некоторой системы, образ желаемого будущего состояния этой системы, состав и
структуру действий по переходу от настоящего к будущему. <...> Таким образом, программа развития ДОУ – система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения,
предполагающая активность всех участников педагогического <...>
Инновации_в_управление_ДОУ.pdf
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»
А.В. Гилева, Н.С. Исупова
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОУ
Учебно-методическое пособие для руководителей ДОУ,
студентов педагогических колледжей и вузов
Пилотный экземпляр
ГОУ ВПО «СГПИ»
2009
Соликамск
Стр.1
Введение
Ломка традиционных воззрений на природу детского развития –
характерная черта нынешнего времени. За последние годы акценты
в общественном сознании существенным образом сместились.
Учет и реализация интересов детства перед интересами государства,
общества, семьи и религии – вопрос не только экономический,
социальный, но и этический: «Общество должно понять,
что его будущность, цивилизованность и гуманность зависят от
того, как оно сегодня защищает и заботится о детях России в ее
трудные дни и годы. Нужна специально выработанная и реализуемая
государственная политика в интересах детства, нужна практика
социального партнерства и общественности», – говорится
во введении к книге «Конвенция о правах ребенка и реальности
детства в России», подготовленной НИИ детства РФ. Возникает
настоящая потребность регистрации проблем детства и особенно
дошкольного детства, когда формируется личность человека.
Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования
– доступность, качество, эффективность – предъявляют
повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация
системы дошкольного образования возможна лишь при
освоении инноваций, способствующих качественным изменениям
деятельности ДОУ, выражающихся в их переходе на качественно
новый этап – режим развития. Режим развития – это целенаправленный,
закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода
учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся
разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью
и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
За прошедшее время общие представления об инновациях в
образовании подверглись серьезным изменениям. Если в конце
90-х гг. инновациями в образовании считались любые новшества,
вводимые в его содержание или процесс, которые были направлены
на повышение эффективности, то к настоящему времени стало
ясно, что инновации стали рассматриваться и оцениваться как
отдельные нововведения в контексте целостного процесса развития
общества и образования.
В целом под инновационным процессом понимается комплекс3
Стр.3
Содержание
Введение ...................................................................................... 3
1. Модернизация системы образования в России ................... 6
II. Характеристика инновационных процессов в дошкольном
образовательном учреждении ...................................................11
III. Программа развития как инструмент управления
развитием дошкольного образовательного учреждения ....... 17
Выводы ...................................................................................... 22
Заключение ................................................................................ 24
Список литературы ................................................................... 25
ПРИЛОЖЕНИЯ. Программа развития дошкольного
образовательного учреждения на период 2007-2010 гг. ........ 29
Структура программы............................................................... 30
1. Паспорт программы .............................................................. 31
2. Информация об образовательном учреждении .................. 32
3. Аналитическое и прогностическое обоснование
программы ................................................................................. 52
Модель выпускника .................................................................. 58
4. Концепция программы развития ......................................... 66
5. План реализации программы ............................................... 71
Образовательная программа МДОУ «Детский сад» №28 ..... 86
1. Введение ................................................................................ 88
2. Информационная справка о МДОУ «Детский сад № 28» . 89
3. Концепция программы ....................................................... 109
4. Условия реализации программы .........................................115
5. Мониторинг качества образования .................................... 168
6. Контроль над реализацией программы ............................. 170
171
Стр.171