Омское отделение Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «МЕМОРИАЛ» ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ – ПУТЬ К БУДУЩЕМУ Сборник статей школьников, студентов, преподавателей, посвященных памяти жертв политических репрессий Омск 2014 УДK 63.3(2)615-4 ББК 316.4.063. <...> В работах представлен взгляд современного молодого поколения на историческое прошлое их дедов и прадедов, воспоминания старшего поколения и методические разработки учителей средних общеобразовательных школ. <...> Трагедия российских немцев – трагедия моей семьи . <...> Историческая ретроспектива в воспоминаниях старшего поколения Балачан В. <...> Репрессированные писатели в экспозиции музея «Литературная жизнь Урала XX века» . <...> Ей испытать пришлось немало: Сначала муж в трудармии погиб, И хоть детей своих от холода спасала, Но выжил только лишь один. <...> Активное участие в областном конкурсе приняли участие школьники и преподаватели Большереченского, Тарского, Черлакского, Любинского, Омского районов Омской области и города Омска. <...> Среди работ школьников и студентов особо хочется отметить научно-исследовательскую работу и документальный фильм Евгения Куприна, учащегося 11 класса МКОУ «Богословская СОШ», посвященных изучению истории прошлого через призму взглядов немцев Богословского сельского поселения. <...> Интересны работы по содержанию и у Ольги Ларионовой (МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»), Сергея Бортвина (МКОУ «Иртышская СОШ), Ольги Красиковой (МКОУ «Победительская СОШ»), Веры Боженковой (МКОУ «Атирская СОШ»). <...> Ф. М. Достоевского, 3 курс), Ксении Мельниковой (Саргатский индустриально-педагогический колледж), Любови Базаевой, 5 Галины Сидоренко (БОУ НПО ПУ № 18), Юлии Ананьевой (БОУ СПО «Тюкалинский педагогический колледж»). <...> Особо хочется отметить творческие работы самых маленьких исследователей: Сауле Аксакаловой (МКОУ «Любинская СОШ»), Жанны Гефлинг (МКОУ «Пановская СОШ»), Елизаветы Сычевой <...>
Память_о_прошлом-путь_к_будущему_сборник_статей_школьников,_студентов,_преподавателей,_посвященных_памяти_жертв_политических_репрессий.pdf
Омское отделение Общероссийской общественной организации
«Российское историко-просветительское,
благотворительное и правозащитное общество
«МЕМОРИАЛ»
ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ –
ПУТЬ К БУДУЩЕМУ
Сборник статей
школьников, студентов, преподавателей,
посвященных
памяти жертв политических репрессий
Омск
2014
Стр.1
УДK 63.3(2)615-4
ББК 316.4.063. 7
П16
Работа выполнена при финансовой поддержке
Правительства Омской области
Рецензенты:
Е. Е. Воложанина, канд. истор. наук, доцент (ОмГПУ);
А. В. Жидченко, канд. истор. наук (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского)
П16
Память о прошлом – путь к будущему : сборник статей школьников,
студентов, преподавателей, посвященных памяти жертв
политических репрессий / [под. ред. Н. А. Левочкиной]. – Омск :
Изд-во ИП Загурский С.Б., 2014. – 100 с., ил.
ISBN 978-5-903118-52-6
В сборнике представлены статьи школьников, студентов, преподавателей –
участников областных конкурсов 2011–2013 гг., в которых на основе архивных
материалов, устных опросов, газетных публикаций и личных фотографий рассказывается
о судьбах репрессированных, членов их семей, тесно связанных с Омским
регионом. В работах представлен взгляд современного молодого поколения
на историческое прошлое их дедов и прадедов, воспоминания старшего поколения
и методические разработки учителей средних общеобразовательных школ.
Для широкого круга читателей.
УДК 63.3(2)615-4
ББК 316.4.063.7
Научное издание
ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ –
ПУТЬ К БУДУЩЕМУ
Сборник статей
школьников, студентов, преподавателей,
посвященных
памяти жертв политических репрессий
Ответственный редактор Н. А. Левочкина
Дизайн, верстка: ИП Загурский С. Б.
Подписано в печать 16.08.2014. Тираж 200 экз. Заказ № 414. Формат 60×84/16.
Бумага 80 г/м2
. Печать оперативная. Усл. печ. л 6,25. Уч.-изд.л. 5,25.
Издательство ИП Загурский С.Б. г. Омск, ул. Лермонтова, 8.
Тел. (3812) 31-12-77, 31-35-75. E-mail: 311277@inbox.ru
ISBN 978-5-903118-52-6
© Левочкина Н. А., текст, 2014
© Омское отделение «Мемориал», 2014
© Дизайн-проект. ИП Загурский С.Б., 2014
12+
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Трагические повороты судьбы репрессированных
Левочкина Н. А. Память священна: основные направления
и итоги общественно-патриотической деятельности .
Григорьева А. А. Трагедия российских немцев –
трагедия моей семьи .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 4
. 7
Шнайдер В. В. Последствия депортации для семьи Шнайдер . . . 15
Шакирзянова Е. Маленькая Эля, моя учительница –
«враг народа?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Уляшева И. В. С надеждой на справедливость . . . . . . . . . . . . 24
РАЗДЕЛ 2. По местам памяти моей
Храпова Н. С. Архивный фонд как источник изучения
«труд – ссылки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Зарубина В. М. Омские фантомы Васюганья . . . . . . . . . . . . . 29
Алексеенко Д. В., Мартюшов Е. И., Петрова Я. В.
Книга памяти – Кулай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Балантаева Ю. Н. «Знать, чтобы помнить» . . . . . . . . . . . . . 36
Кащеева T. Г. Из истории ИТК № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Бодак А., Бодак Е., Сахариленко О. А. Село Изумрудное:
мученики режима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Самсонова Ж. В. Отголоски репрессий: из истории
поселка Новоуральский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Кащеева Е. Г. Священное место поминовения – Ачаирский . . . . 59
РАЗДЕЛ 3. Историческая ретроспектива в воспоминаниях
старшего поколения
Балачан В. Духовный след: памяти Виктора Васильева . . . . . . 62
Подлубнова Ю. С. Репрессированные писатели в экспозиции
музея «Литературная жизнь Урала XX века» . . . . . . . . . . . . . 64
Стасевич В. Б. Ода отцу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Жулей В. А. Дочь кулака – достойный человек . . . . . . . . . . . 71
РАЗДЕЛ 4. Воспитание гражданской позиции
Дроздова Н. Ю., Киселева Н.Н. Памяти жертв политических
репрессий посвящается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Мадеева Т. Ю. Репрессии. Трагедия Кулая . . . . . . . . . . . . . . 84
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
3
Стр.3