О.Н. Коломыцева
РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ <...> О.Н. Коломыцева
РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Орел 2007
1
УДК 82.085:395](470+571)
ББК 81.2–5:87.774
К61
Рецензенты:
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры иностранных языков ОРАГС <...> Н.Т. Рожков
К61 Коломыцева, О.Н. Русский речевой этикет как средство формирования языковой личности: монография / О.Н. Коломыцева. <...> Монография посвящена развитию культуры речи учащихся средствами
русского речевого этикета в русле личностно ориентированного образования. <...> В центре работы – разработка системы занятий, которые обеспечивают формирование готовности к использованию средств речевого этикета в устной и письменной речи учащихся, что будет содействовать развитию вербально-семантической и прагматикомотивацион-ной сферы языковой личности обучаемых, создаст дидактические
и методические предпосылки для значительного повышения культуры речи
школьников, для развития их способности продуцировать развернутые и связные высказывания с учетом содержания, цели и ситуации общения. <...> Доказано, что введение факультативного курса «Развития культуры речи учащихся средствами речевого этикета»
направлено на достижение более качественного уровня знаний по предмету
«Русский язык», объединившего в себе традиции русского речевого этикета
прошлого и настоящего. <...> Готовность учащихся к использованию языковых
средств выражения вежливости в устной и письменной речи .... <...> С другой стороны, духовно-нравственный кризис общества, который охватывает и школу как один из социальных институтов, затрагивает во многом те компоненты народной культуры, какой является
культура русского общения: русская приветливость, вежливость, речевой этикет. <...> Русский этикет и речевая культура <...>
Русский_речевой_этикет_как_средство_формирования_языковой_личности__[монография].pdf
УДК 82.085:395](470+571)
ББК 81.2–5:87.774
К61
Рецензенты:
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры иностранных языков ОРАГС
В.А. Саляев,
Кандидат педагогических наук,
доцент ОрелГТУ
Н.Т. Рожков
К61 Коломыцева, О.Н. Русский речевой этикет как средство формирования
языковой личности: монография / О.Н. Коломыцева.
– Орел: ОрелГТУ, 2007. – 115 с.
Монография посвящена развитию культуры речи учащихся средствами
русского речевого этикета в русле личностно ориентированного образования.
Актуальность проблемы в первую очередь связана с обновлением стандартов
обучения – выработкой эффективных инновационных систем, как обучения,
так и развития личностных качеств ребенка. В центре работы – разработка системы
занятий, которые обеспечивают формирование готовности к использованию
средств речевого этикета в устной и письменной речи учащихся, что будет
содействовать развитию вербально-семантической и прагматикомотивацион-ной
сферы языковой личности обучаемых, создаст дидактические
и методические предпосылки для значительного повышения культуры речи
школьников, для развития их способности продуцировать развернутые и связные
высказывания с учетом содержания, цели и ситуации общения.
В книге проведен комплексный анализ научной литературы, который
позволил определить ведущее место образовательной области «Русский язык»
в системе развития языковой личности. Доказано, что введение факультативного
курса «Развития культуры речи учащихся средствами речевого этикета»
направлено на достижение более качественного уровня знаний по предмету
«Русский язык», объединившего в себе традиции русского речевого этикета
прошлого и настоящего.
Предназначена для выпускников средней школы, учащихся младших
курсов вузов, может быть полезно молодым преподавателям и научным работникам,
интересующимся вопросами речевого этикета.
УДК 82.085:395](470+571)
ББК 81.2–5:87.774
ISBN 978-5-93932-127-3
© ОрелГТУ, 2007
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 4
ГЛАВА 1 Лингвистические основы формирования культуры
речи учащихся .......................................................................................................... 7
§ 1. Лингводидактическая концепция формирования языковой
личности .................................................................................................. 8
§ 2. Языковая личность как субъект обучения и развития .............. 21
§ 3. Формирование лингвистической компетенции школьников
на основе русского речевого этикета ................................................ 39
ГЛАВА 2. Диагностика уровня овладения русским речевым
этикетом в устной и письменной речи учащихся ................................. 48
§ 1. Задачи и методы констатирующего эксперимента .................... 48
§ 2. Анализ использования языковых средств вежливости
в устной и письменной речи учащихся. ............................................. 57
2.1. Структурно-функциональные различия между
письменной и устной речью ............................................................ 57
2.2 Особенности использования формул речевого этикета
в письменной и устной речи учащихся ........................................ 62
2.3. Функциональный контекст письменной речи учащихся ..... 72
2.4. Готовность учащихся к использованию языковых
средств выражения вежливости в устной и письменной речи .... 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................... 98
3
Стр.4