Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте

0   0
Первый авторГилева Анжела Валентиновна
Издательство[Б.и.]
Страниц39
ID146285
АннотацияВ книге изложен вопрос, связанный с игрой и развитием ребенка в дошкольном возрасте, представлены современные походы к диагностике и руководству разных видов игр, начиная с раннего возраста.
УДК373
ББК74.100.58я7-2
Гилева, А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.В. Гилева .— : [Б.и.], 2007 .— 39 с. — URL: https://rucont.ru/efd/146285 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.В. Гилёва ИГРА И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Соликамск 2007 ББК 74.100.58 я7-2 Г 47 СГпи : БИБЛИ<* Глава I. ,ч Ребёнок - игра - культура Гилёва, А.В. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Курс лекций / А.В. Гилёва. <...> Автором подробно изложен вопрос, связанный с игрой и развитием ребёнка в дошкольном возрасте, представлены современные подходы к диагно стике и руководству разными видами игр, начиная с раннего возраста. <...> Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз личия между нетрадиционной, игровой и неигровой, рациональ ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. <...> При изучении игры исследователи стал киваются с ее непостижимым богатством, многомерностью про явлений, зыбкостью границ игры и не игры, хрупкостью, эфе мерностью ее феномена как первоисточника досуга и человечес кой культуры в целом. <...> Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. <...> Субъект в науч ном познании осмысливается как носитель активности и дея тельности, как сознательно действующее лицо, субъект как жиз ни вообще, так, в частности, и познания, осознания мира и само го себя как сознательного существа, осознающего мир. <...> Игровая ситуация включает в себя замещение (вместо людей - кукла), упрощение (обыгрывается только внешняя сторона приема гостей). <...> Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 часов в дочки-матери. <...> Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. <...> В ДОУ дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать, трудиться. <...> Урок с элементарной игровой ситуацией увлекает школьников. <...> Короткова, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Ю.В.Микляева, Д.Б.Эльконин и др.) пытались ответить на трудный вопрос, почему ребенок играет, что побуждает его играть, в чем сущность игры? <...> Игра - это своеобразная деятельность <...>
Игра_и_развитие_ребенка_в_дошкольном_возрасте.pdf
учении, и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться. Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В ДОУ дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать, трудиться. Школьник с удовольствием после окончания занятий играет. Игровые моменты вносятся и в организацию урока. Урок с элементарной игровой ситуацией увлекает школьников. Рабочий не только работает, но и учится, с удовольствием участвует в спортивных, развлекательных играх. Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятельности - это такой, в процессе которого на данном этапе онтогенеза происходит возникновение важнейших психических новообразований, или, другими словами, качественных характеристик ребёнка данного возраста. Многие ученые (А.В.Калинченко, НА.Короткова, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Ю.В.Микляева, Д.Б.Эльконин и др.) пытались ответить на трудный вопрос, почему ребенок играет, что побуждает его играть, в чем сущность игры? Игра - это своеобразная деятельность детей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую жизнь, и прежде всего действия взрослых людей с предметами, труд, разговоры и отношения между собой. Игры детей в разные периоды жизни общества отличаются по содержанию. Игра является отражением жизни: она имеет исторический характер и меняется с изменением общественной жизни людей. Игра является средством ознакомления детей с окружающей жизнью. Это знакомство обычно начинается еще до игры. Ребенок наблюдает, как работает по хозяйству мать, как ведет шофер автобус, как доктор лечит больного. Но одного наблюдения для малышей недостаточно. Их глаза многого еще не могут уловить, а мышление еще не умеет отделить основное и главное от случайного и второстепенного. В играх дети действуют. Знакомясь со сложными жизненными мнениями, дошкольник, играя, действует с самим собой, когда становится доктором или продавцом, мамой или строителем. Он продает товары, выслушивает больных, подает краном кирпич, укладывает спать или наказывает своих детей. Для маленького ребенка, который вообще еще не умеет наблюдать и молча обдумывать то, что он видит, действенное знакомство с жизнью особенно важно. Сопровождая игры словами, дети, конечно, подражают словам взрослого, но это одновременно и способ осмысливания и закрепления воспринятых ребенком явлений, и усвоения выполняемых им действий. Таким образом, игра есть средство активного познания ребенком действительности. Игра является средством освоения ребенком ряда практических навыков, средством формирования положительных черт характера. Когда дети, подражая старшим, заворачивают в бумагу покупки, подметают пол, вежливо разговаривают с "начальником строительства", они упражняются в выполнении этих действий и правил, а тем самым и закрепляют соответствующие навыки и привычки. В играх детей, особенно старших, ярко проявляются и чувства людей, деятельность которых ребенок отражает в своей игре: забота доктора о больном, ласка матери и др. Хотя дети, увлёкшись игрой, всегда знают, что это игра, все "понарошку", их переживания и волнения, их действия и заботы вполне искренни и правдивы. Поэтому важно, чтобы отражаемые ребенком в игре действия и события, употребляемые ими слова, их переживания закрепляли бы те черты характера, те привычки и те чувства, которые мы хотим воспитать у подрастающего поколения. Воспитатели хорошо знают эту особенность игры, поэтому они отвлекают детей от игр с негативным содержанием и ши
Стр.4
роко используют игровую деятельность для развития у детей коллективных отношений и воспитания у них положительных черт характера. Игра является творческой деятельностью. Ребенок не пассивно, не бездумно повторяет то, что видит вокруг: он отражает жизнь по-своему, кое-что изменяет, кое-что выдумывает, кое-что пропускает. Фантазирование детей в играх говорит о том, что ребенок, отражая мир, изменяет его, преобразует. Фантазируя в игре, ребенок "превращает" простой деревянный кубик в мыло, дощечку в сковородку и т.д. Работа воображения, фантазии доставляют детям огромную радость. Поэтому через игру воспитатель может особенно успешно влиять на поведение детей, на развитие их мышления и творческой деятельности. Игра как деятельность заметно изменяется с переходом детей от младшего дошкольного возраста к старшему и по мере включения их в жизнь коллектива. Игра - это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже не просто копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное. Один из первых исследователей и собирателей российских игр послереволюционного периода В.Всеволодский-Гернгросс дал следующее определение игры: "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реально практической установки; социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей". О.С.Газман определяет игру как "особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил". Игры детей - это результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной активности. 8 9 Таким образом, говоря о сущности игры как деятельности, можно высказать ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры. 1. Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. 2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. 3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны инновационных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся. 4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. 5. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Стр.5
6. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей. 7. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Таким образом, игра, являясь социальной деятельностью, выполняет в обществе определенные функции, наряду с другими средствами она обеспечивает передачу накопленного общественного опыта от одного поколения к другому, обеспечивает развитие личности ребенка. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и очень нужную для ребенка деятельность. В истории западной и отечественной педагогической науки сложились две линии использования игры в воспитании детей: - как средства их всестороннего и гармоничного развития, - в узкодидактических целях. Ярким представлением первого направления был великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592-1640 гг.). Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка, Я.А.Коменский советует взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими. Дидактическое направление получило развитие в XVIII веке у педагогов-филантропистов. Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. С наибольшей полнотой дидактическая направленность представлена в педагогике Ф.Фребеля (1782-1852 гг.). Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф.Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по Фребелю, познает ведущее божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста, поэтому основой воспитания в детском саду он считал игру. Им разработаны различные игры для детей. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом, дети играли по указанию взрослого. Отечественная теория игры использует прогрессивные положения зарубежных педагогов и устанавливает преемственную связь с идеями, выдвинутыми русскими педагогами. В трудах К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, П.ФЛесгафта и др. имеются очень важные мысли о роли игры в формировании ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824-1870 гг.) указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ