Политическое действие и проблема свободной
воли: практическая философия в свете аналитической традиции
// Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского, № 23, 2011, с. <...> О. В. Поспелова
кандидат философских наук, доцент
Статья
посвящена анализу политической онтологии Джона Серля. <...> Рассматриваются вопросы, связанные с условиями возможности политической
реальности как таковой, и политического действия в частности. <...> В центре
внимания оказываются проблемы субъективности, рациональности и свободы
воли. <...> Основная идея заключается в том, что мы можем выстраивать концепцию
свободной воли в рамках недуалистической онтологии, только если допустим
существование разрыва в структуре рационального действия и признаем его
эмпирическую реальность. <...> Политическое действие и проблема свободной воли:
практическая философия в свете аналитической традиции
Согласно наиболее распространенному определению политического
действия, оно представляет собой сознательное и добровольное вмешательство
индивида и/или группы в отношения власти и подчинения конкретной
политической системы [2, с. <...> Исходя из этого определения, политическое
действие с необходимостью предполагает рациональность и свободу воли
(выбора). <...> Такой взгляд на политику как арену свободных действий рациональных
индивидов восходит к Аристотелю. <...> Стагирит настаивал на том, что область
политического бытия является самодовлеющей, а потому у него «ни в коем
случае под политикой не могло пониматься что-то необходимое для
благополучия общества» [1, с. <...> Вопросы о природе рациональности и условиях возможности свободы воли
на протяжении долгого времени остаются одними из самых интригующих с
философской точки зрения. <...> Однако традиционно ими занимались разные области
философского знания: рациональность была одним их приоритетных объектов
теоретической философии, тогда как проблема свободы воли оказывалась в
ведении практической философии, предметом которой была и политика <...>
Политическое_действие_и_проблема_свободной_воли_практическая_философия_в_свете_аналитической_традиции.pdf
УДК: 123.1+159.947.2+141.7(045)
Опубликовано:
Поспелова О.В. Политическое действие и проблема свободной
воли: практическая философия в свете аналитической традиции
// Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского, № 23, 2011, с. 42 – 49
О. В. Поспелова
кандидат философских наук, доцент
Статья посвящена анализу политической онтологии Джона Серля.
Рассматриваются вопросы, связанные с условиями возможности политической
реальности как таковой, и политического действия в частности. В центре
внимания оказываются проблемы субъективности, рациональности и свободы
воли. Основная идея заключается в том, что мы можем выстраивать концепцию
свободной воли в рамках недуалистической онтологии, только если допустим
существование разрыва в структуре рационального действия и признаем его
эмпирическую реальность.
Политическое действие и проблема свободной воли:
практическая философия в свете аналитической традиции
Согласно наиболее распространенному определению политического
действия, оно представляет собой сознательное и добровольное вмешательство
индивида и/или группы в отношения власти и подчинения конкретной
политической системы [2, с. 4]. Исходя из этого определения, политическое
действие с необходимостью предполагает рациональность и свободу воли
(выбора). Такой взгляд на политику как арену свободных действий рациональных
индивидов восходит к Аристотелю. Стагирит настаивал на том, что область
политического бытия является самодовлеющей, а потому у него «ни в коем
случае под политикой не могло пониматься что-то необходимое для
благополучия общества» [1, с. 42]. Хотя политика генетически связана с
жизненными потребностями людей, присущая ей цель трансцендирует
политическую жизнь за пределы простых жизненных потребностей. Из всех
видов деятельности, которые встречаются в формах человеческого общежития,
только два выделялись Аристотелем как собственно политические. Это были
действие (πραξις) и речь (λέξις) – действие, понимаемое как поступок, и речь,
понимаемая как рациональное действие.
Вопросы о природе рациональности и условиях возможности свободы воли
на протяжении долгого времени остаются одними из самых интригующих с
философской точки зрения. Однако традиционно ими занимались разные области
философского знания: рациональность была одним их приоритетных объектов
теоретической философии, тогда как проблема свободы воли оказывалась в
ведении практической философии, предметом которой была и политика как
таковая. Начиная с посыла древних греков традиционная доктрина практической
философии включала в себя элементы этики, экономической, политической и
правовой теории, и утверждала, что на вопросы о том, каковой должна быть
1
Стр.1