ИДЕЯ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Д. <...> К.Д. Ушинский вошел в историю отечественной и мировой педагогики как
создатель научной системы воспитания и обучения, построенной на своеобразном
сочетании общечеловеческого и национального, отвечающей потребностям России и
просвещения, конечной целью которой были идеи народности и патриотизма. <...> Знания о человеке как предмете воспитания, поднятые на уровень науки, в
теории К.Д. Ушинского утрачивают признаки только национальной принадлежности,
приобретая общечеловеческую значимость. <...> Цель воспитания он понимал как подготовку человека к полезной деятель
ности, для достижения воспитательных идей К.Д. Ушинский рассматривал широкий
круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы. <...> Основанием педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народ
ности в воспитании, которая выступает как закономерность развития образования и
воспитания подрастающего поколения. <...> Под народностью он понимал своеобразие
каждого народа, которое определяется его языком, историческим развитием, геогра
фическими и природными условиями. <...> Идея народности воспитания в педагогической системе К. <...> Д Ушинского тес
но связана с развитием национального самосознания русского народа. <...> Принцип народности раскрывается ученым в таких работах, как «О народ
ности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспита
нии», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении»,
«О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий
взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы» и других. <...> Напомним некоторые ключевые позиции разработанной К.Д. Ушинским
теории воспитания, основанной на народности:
• народность коренится в характере народа и сказывается главным образом в
чувстве любви к отечеству;
• задача всякого народа - сознать свою народность (понять свой <...>
Идея_народности_в_воспитании(на_примере_педагогического_наследия_К.Д._Ушинского)_.pdf
ИДЕЯ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО)
Мишечкина В.В.
Россия, Орел, Орловский государственный технический университет
К.Д. Ушинский вошел в историю отечественной и мировой педагогики как
создатель научной системы воспитания и обучения, построенной на своеобразном
сочетании общечеловеческого и национального, отвечающей потребностям России и
просвещения, конечной целью которой были идеи народности и патриотизма.
Знания о человеке как предмете воспитания, поднятые на уровень науки, в
теории К.Д. Ушинского утрачивают признаки только национальной принадлежности,
приобретая общечеловеческую значимость.
Цель воспитания он понимал как подготовку человека к полезной деятельности,
для достижения воспитательных идей К.Д. Ушинский рассматривал широкий
круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.
Основанием педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности
в воспитании, которая выступает как закономерность развития образования и
воспитания подрастающего поколения. Под народностью он понимал своеобразие
каждого народа, которое определяется его языком, историческим развитием, географическими
и природными условиями.
Идея народности воспитания в педагогической системе К.Д Ушинского тесно
связана с развитием национального самосознания русского народа.
Принцип народности раскрывается ученым в таких работах, как «О народности
в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании»,
«Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении»,
«О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий
взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы» и других.
Напомним некоторые ключевые позиции разработанной К.Д. Ушинским
теории воспитания, основанной на народности:
• народность коренится в характере народа и сказывается главным образом в
чувстве любви к отечеству;
• задача всякого народа - сознать свою народность (понять свой идеал человека
и осуществить его на деле);
• народность есть главная причина развития народа.
Категория народности рассматривалась К.Д. Ушинским как характерологическая
черта человека, определяющая его национальную принадлежность.
В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он указывает,
что основными чертами русского народа являются: любовь к родине; патриотизм,
278
Стр.1