Ю.А. Головин, доцент, кандидат
филологических наук, директор
Института МАСС МЕДИА, зав.
кафедрой журналистики
Московского государственного
университета культуры и искусств
Некоторые закономерности развития
литературно-художественных журналов
Даже беглого взгляда на журнально-издательскую деятельность
новейшего времени достаточно, чтобы сделать несколько принципиальных и,
к сожалению, не очень утешительных выводов. <...> Резко упали тиражи литературно-художественных и публицистических
журналов, в том числе, имеющих известную, даже знаменитую марку:
"Новый мир", "Наш современник", "Знамя", "Москва", "Огонек", "Смена". <...> Их
традиционная аудитория - учителя, врачи, инженеры, преподаватели ВУЗов,
работники НИИ, понесшие, наряду с пенсионерами, самый серьезный
финансовый и моральный урон в период реформирования общества,
практически ушли с читательского рынка. <...> Им сегодня не до серьезной
публицистики и литературы. <...> В борьбе с материальными трудностями
учителя, преподаватели ВУЗов, работники социально-культурной сферы
стали менее читающими, а значит, и менее гуманитарно образованными, они
воспитывают и менее образованных учеников, студентов... <...> Появляются целые
поколения гуманитарно необразованных, духовно неразвитых людей. <...> Появилось огромное количество новых журналов, пытающихся
захватить освободившееся читательское пространство. <...> Они рассчитаны, в
основном, на новую аудиторию, представляющую бурно развивающуюся
российскую буржуазию. <...> Это и мелкие предприниматели, и представители
новых профессий: брокеры, менеджеры, банкиры, работники сферы услуг. <...> Именно они сегодня главные пользователи журнального рынка. <...> К
сожалению, пристрастия их лежат отнюдь не в сфере высокой литературы и
публицистики. <...> Среднестатистический западный буржуа, по исследованиям всемирного
гуманитарного центра при ЮНЕСКО, вполне удовлетворяется спортивными
новостями и развлекательными журнальчиками с "картинками", - иногда
промышленной <...>