¹4 (44) 2010
КТО КРАЙНИЙ НА РАССМОТРЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА?
ЖУРНАЛ ДЛЯ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Стр.1
ЛЬЮИС (LEWIS), У. АРТУР
высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью
на «Юге», что и определяет неблагоприятные
для последнего условия торговли. Основным путем улучшения
торгового баланса и обеспечения развития «третьего
мира» поэтому было признано повышение производительности
сельского хозяйства и инвестирование сбережений в
расширяющийся промышленный сектор на «Юге».
Центральным пунктом теории экономического развития
Л. был процесс, который способен за короткое время повысить
норму сбережений в развивающихся странах с примерно
4 или 5% их национального дохода примерно до
15%. Л. показал, что этот процесс главным образом состоял
в расширении промышленного сектора с его довольно
высокой прибылью. Необходимыми он также считал и
крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных
условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля
(как это было в 50-е и 60-е гг.), а «Север» и «Юг»
смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг
друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций,
включая в него и экономическое, и социальное развитие.
И что в равной степени важно, он подчеркивал
трудности централизованного экономического планирования
как в условиях диктатуры, так и под руководством демократических
правительств. Он был одним из первых экономистов,
поставивших под вопрос положение о том, что
всегда желателен экономический рост, и выступивших в
пользу эволюции мировой экономики как единого целого.
Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за
1979 г. с американским экономистом Теодором Шульцем
«за новаторские исследования экономического развития... в
приложении к проблемам развивающихся стран». В своей
Нобелевской лекции «Замедление механизма роста» Л. соединил
свои теории относительно природы мировой торговли
и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые
страны не должны больше оставаться зависимыми в
своем экономическом росте от развитых стран. Расширением
региональной торговли, говорил он, они могут в конечном
счете ускорить свое собственное развитие, даже если
замедлится экономический рост в развитых странах. Он
также обвинил развитые страны в «недостатке осознания»
ими «взаимной зависимости» обоих типов экономики.
http://n-t.ru/nl/ek/lewis.htm
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ежеквартальный журнал
для работников муниципального хозяйства
¹4(44), 2010, октябрь - декабрь
Адрес редакции:
249032 г. Обнинск, Калужской обл., а/я 2009
тел.: (48439) 77744; тел./факс: (48439) 73825
e-mail: kirillov@emsu.ru
Электронная версия: http://emsu.ru
Журнал зарегистрирован Комитетом РФ по печати
Свидетельство о регистрации СМИ ¹019181 от 05.08.99 г.
Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
АВТОРАМ
üТексты статей надо направлять в
виде Word-файла электронной почтой
на адрес kirillov@emsu.ru.
üВ конце файла следует указать
краткие сведения об авторе(ах).
üОбъем статей не ограничивается.
üПлата за публикацию не взимается.
üРешение о публикации принимается
редакцией на основе двух критериев:
1) соответствие статьи тематике журнала;
2) качественный уровень (по оценке
редакции) содержания статьи.
üАвторский(е) экземпляр(ы) высылае(ю)тся
автору(ам) бесплатно на
указанный им(и) почтовый адрес.
ШУЛЬЦ (SCHULTZ), ТЕОДОР
и используют свои ресурсы эффективно
в пределах той информации, которая им доступна.
Он подчеркивал важность проблемы,
связанной с деятельностью в условиях несбалансированности,
риска и неопределенности,
обычных при применении новых методов хозяйствования
даже тогда, когда преимущества
этих методов продемонстрированы. Исследования
в этой области были вызваны так называемой
«зеленой революцией» – попытками
увеличить сельскохозяйственное производство
при помощи применения генной инженерии и
других технологических методов, частично
разработанных Норманом Борлоугом. Там, где
не преуспели займы и субсидии, гибридные
семена и новая технология агрокультуры обеспечивали
повышение урожаев, особенно в Индии,
Пакистане и на Филиппинах.
Его стратегия состояла в том, чтобы выправить
возникающие повсюду перекосы и
сосредоточить внимание на возможных выборах
и доступной информации. Его главной
заботой было определить политику, которая
могла бы способствовать расширению скрытых
в сельском хозяйстве возможностей и
использованию их. Это и стало составной
частью его стратегии динамического роста.
Ш. получил Премию памяти Нобеля по экономике
за 1979 г. совместно с У. Артуром
Льюисом «за новаторские исследования экономического
развития... в приложении к проблемам
развивающихся стран». В речи при
презентации лауреатов Эрик Лундберг, член
Шведской королевской академии наук, назвал
Ш. «первым ученым, обобщившим анализ воздействия
инвестиций на производительность в
области сельского хозяйства. Ш. и его ученики
показали, что американская экономика в течение
длительного времени получала более высокий
доход от «человеческого капитала», чем
от вещественного капитала».
http://n-t.ru/nl/ek/schultz.htm
Подписные индексы
38461(год) 41544(2-е полугодие)
Учредители:
Институт
муниципального
управления
Редакция
журнала
«Городское
управление»
Издатель:
Институт
муниципального
управления
Редакционная коллегия:
Р. Бабун
С. Вобленко
Ю. Кириллов
Л. Пронина
Л. Шапиро
Главный редактор:
Ю. Кириллов
Оригинал-макет:
В.Н. Комкова
Корректор:
А.М. Семикова
Отпечатано на Фабрике офсетной
печати, г. Обнинск, ул. Королева, 6
Тираж: 390 экз. Заказ ¹680.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
2
А. Зайцев, А. Константинов
К вопросу о критериях оптимальности территории
сельского муниципального образования
в условиях северного региона
Изучение практики формирования территорий муниципальных
образований в условиях Архангельской области,
установления их статуса свидетельствует о том,
что в регионе вопросам разработки научнообоснованных
критериев оптимальности территории
сельского муниципального образования не уделяется
должного внимания. … >>>
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
8
г. Хабаровск
Об организации проведения оценки качества
финансового менеджмента главных распорядителей
бюджетных средств
17
НП «Сообщество финансистов России»
Заседание секции «Финансисты муниципальных
образований»
25
Контрольно-счетная палата Воронежа
Заключение об исполнении муниципального
заказа городского округа в 1 полугодии
2010 года
37
Ассоциация контрольно-счетных органов
Брянской области
Основные направления развития муниципального
контроля в Брянской области
В целях повышения эффективности расходов бюджета
города и качества управления муниципальными финансами
главными распорядителями средств бюджета
города, в соответствии с Уставом городского округа
«Город Хабаровск» администрация города постановляет:…
>>>
1. Открытие заседания
А.Н. Домбровским, первым заместителем главы муниципального
образования город Краснодар, директором
департамента финансов, председателем секции
«Финансисты муниципальных образований»
Приветственное слово Мэра города Хабаровска … >>>
Настоящее заключение составлено на основании п.23
плана работы Контрольно-счетной палаты городского
округа город Воронеж на 2010 год (утв. решением Воронежской
городской Думы от 18.12.2009 ¹376-II) по
итогам анализа информации, полученной от структурных
подразделений администрации городского округа,
с учетом результатов … >>>
Основные направления развития муниципального контроля
определяют порядок формирования контрольных
органов муниципальных образований и объединения
их в единую систему в целях реализации и совершенствования
Федерального закона от 6 октября 2003 года
¹131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» … >>>
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
41
Арбитражный суд Челябинской области
О порядке предоставления в субаренду недвижимого
имущества, находящегося в собственности
города
47
Контрольно-счётная палата ПетропавловскаКамчатского
ОТЧЁТ
о результатах проверки распоряжения
объектами специализированного жилищного
фонда городского округа
Арбитражный суд Челябинской области, рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Челябинской области к Администрации города
Челябинска о признании недействующим пункта
3 постановления Администрации г. Челябинска от
13.01.2010 ¹4-п, Порядка предоставления в субаренду
недвижимого имущества, находящегося в собственности
города … >>>
Основание для проведения проверки: пункт 1.1 Плана
работы Контрольно-счётной палаты ПетропавловскКамчатского
городского округа (далее по тексту – Контрольно-счётная
палата или КСП) на 2010 год, обращения
УБЭП УВД по Камчатскому краю.
Проверка проводилась с участием представителей
УБЭП УВД по Камчатскому краю.
Цель проверки: проверка целевого и эффективного
распоряжения объектами специализированного … >>>
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
62
Р. Треушников
Система управленческого учета муниципальных
унитарных предприятий
Актуальность темы исследования. В современных условиях
среди множества различных социальнополитических
проблем перед экономикой страны стоит
задача повышения результативности деятельности государственного
сектора, в частности, государственных
предприятий. Необходимо отметить, что вопросам,
посвященным этому сектору экономики, в последнее
время отводилось мало внимания не только в России,
но и за рубежом. … >>>
Стр.3
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
69
Правительство РФ
Методические рекомендации по определению
критериев изменения типа государственных
учреждений субъектов РФ и муниципальных
учреждений с учетом сферы их
деятельности
72
С. Вобленко
Типы учреждений: классификатор признаков
1. Настоящие методические рекомендации разработаны
в целях оказания органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления содействия по приведению правового
положения государственных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных учреждений
(далее – государственные (муниципальные) учреждения)
в соответствие с требованиями Федерального закона
«О внесении изменений в … >>>
Принятие ФЗ от 08.05.2010 ¹83-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ в связи
с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений» (далее – ФЗ83)
даёт старт завершающего этапа реформирования
всей системы публичной власти в РФ (предыдущие этапы
были посвящены административной реформе и реформе
бюджетного процесса)..… >>>
79
Минфин России
О требованиях к плану финансовохозяйственной
деятельности государственного
(муниципального) учреждения
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32
Федерального закона от 12 января 1996 г. ¹7-ФЗ «О
некоммерческих организациях», а также части 13 статьи
2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г.
¹174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
приказываю:… >>>
СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ
84
г. Белгород
О мониторинге инвестиционной деятельности
на территории города
86
В. Шамбир
Государственно-частное партнерство как
форма инвестирования приоритетных муниципальных
проектов
В целях оптимизации работы по сбору, накоплению и
систематизации информации об инвестиционной деятельности
на территории города Белгорода, во исполнение
Концепции инвестиционной политики города
Белгорода, утвержденной решением Совета депутатов
города Белгорода от 29 мая 2007 г. ¹475, постановляю:…
>>>
Актуальность темы исследования. В последнее время
правительства многих государств, вне зависимости от
степени экономического развития и рыночной ситуации,
обращаются к необходимости налаживания государственно-частного
партнерства. Такая форма сотрудничества
возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые
государство традиционно несет … >>>
МАТЕРИАЛЫ ВНЕ РУБРИК
24 Совет муниципальных образований Московской области
Типовое соглашение о сотрудничестве между Инспекцией
Федеральной налоговой службы ¹ (…) по Московской области
и Администрацией муниципального образования
40 Минэкономразвития России
Об особенностях размещения заказа на
выполнение работ по охране, защите,
воспроизводству лесов и заключения
договоров
16, 36, 61, 68 Минфин России
Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного
(муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного
(муниципального) имущества
100, 3 стр. обложки Лауреаты нобелевской премии по экономике – 1979 год
БИБЛИОТЕКА МУНИЦИПАЛИТЕТА
97 «Городское управление»
(¹9/2010)
Аннотации материалов, опубликованных в журналах Института муниципального управления
97 «Лоббист» (¹4/2010)
98 «Муниципальная служба»
(¹3/2010)
Приложение к номеру журнала для подписчиков на «Муниципальную экономику»:
«Арбитражная практика применения на муниципальном уровне федерального закона
“Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”».
Для оформления обложки журнала использована карикатура Николая Рачкова «Кто крайний на рассмотрение бюджета?».
Источник: www.anekdot.ru/an/an1005/jxbtracoe100506!50,10.html
Стр.4
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А. Зайцев, А. Константинов*
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОПТИМАЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
пальных образований в условиях
Архангельской области, установления
их статуса свидетельствует
о том, что в регионе вопросам
разработки научно-обоснованных
критериев оптимальности территории
сельского муниципального
образования не уделяется должного
внимания. В данной статье
предпринята попытка определения
основных критериев, которые,
на наш взгляд, органы государственной
власти и местного
самоуправления могут использовать
в их практической деятельности
в части определения оптимальности
территории муниципального
образования. *
Результатом изучения теореИ
тических
основ организации местного
самоуправления, анализа
отечественного и зарубежного
опыта формирования территории
местной власти, проведения
сравнительного анализа состояния
муниципальных районов Архангельской
области, анализа
социально-экономического состояния
и потенциала Онежского
района стало определение перечня
критериев оптимальности
территории муниципального образования.
Необходимо указать,
что перечень разрабатывался
применительно к Онежскому
району, поэтому является примерным
и в зависимости от экономико-географических
условий
территории может уточняться.
зучение практики формирования
территорий мунициВсего
в перечне представлено
7 критериев, включающих в себя
54 параметра:
а) критерий «населенности»
территории муниципального образования
(7 параметров);
б) критерий развитости дорожно-транспортной
инфраструктуры
муниципального образования
(5 параметров);
в) критерий обеспеченности
территории трудовыми ресурсами
(7 параметров);
г) критерий обеспеченности
земельными ресурсами (7 параметров);
д)
критерий оценки социально-экономического
состояния и
потенциала территории муниципального
образования (15 параметров);
е)
критерий финансовой самостоятельности
муниципального
образования (9 параметров);
ж)
функционирующей
критерий соответствия
модели
управления территорией муниципального
образования ресурсам
и потенциалу местных сообществ
(4 параметра).
Ведущими критериями опти*
Зайцев
А.В., департамент экономического
развития правительства
Архангельской области; Константинов
А.С., доцент кафедры Государственного
и муниципального управления
Поморского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
2
мальности территории муниципального
образования являются:
критерий «населенности» территории
муниципального образования
и критерий оценки социально-экономического
состояния и
потенциала территории муниципального
образования. Достаточность
населения и динамика изменения
его структуры и численности
образуют социальное основание
муниципального образования,
а состояние и перспективы
развития экономики – его экономическую
базу. При обосновании
принятия решения в отношении
территории муниципального образования
необходим обязательный
учет данных критериев.
Критерии
обеспеченности
территории трудовыми и земельными
ресурсами, а также критерий
финансовой самостоятельности
являются вспомогательными,
поскольку в значительной
степени формируются за счет
характеристики населения и экономической
конъюнктуры.
Учет критерия соответствия
функционирующей модели управления
территорией муниципального
образования ресурсам
и потенциалу местных сообществ
необходим, в первую очередь,
при построении управленческой
модели муниципального района.
При этом на решение о создании
муниципального образования на
указанной территории он оказывает
второстепенное влияние.
Часть
параметров
могут
встречаться в разных критериях
(например, доля сборов от земельного
налога в собственных
доходах бюджета муниципального
образования). Необходимо
отметить, что критерии пересекаются
между собой. Проведение
полноценного анализа и выдачу
объективного заключения о соответствии
территории муниципального
образования требованиям
критерия невозможно произвести
без учета всего перечня
предъявленных
параметров.
Кроме того, с различных позиций
влияние одного и того же параметра
может различаться и в
одном случае иметь слабое
влияние, а в другом – определяющее.
Территория
муниципального
образования «Онежский муниципальный
район» рассматривается
нами как неотъемлемая часть
пространства Архангельской области.
Онежский район образован
в 1929 году. Его административным
центром является город
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2010 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.5