Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

"О повести г-жи Кохановской ""после обеда в гостях"" в 16 N ""Русского вестника"""

0   0
Первый авторАксаков Константин Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID1408
Кому рекомендованоКритика
Аксаков, К.С. "О повести г-жи Кохановской ""после обеда в гостях"" в 16 N ""Русского вестника""" : Статья / К.С. Аксаков .— : [Б.и.], 1858 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1408 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Константин Сергеевич Аксаков О повести г—жи Кохановской "после обеда в гостях" в 16 К "Русского вестника" Аксаков К. С., Аксаков И. С. <...> mai1to:bmn@1ib.ru СрЕДИ МНОЖЕСТВЭ ПОВЕСТЕЙ, ПОСТЭВЛЯЕМЫХ В журналы, рЕДКО встречаются ТЭКИЕ, на КОТОрЫХ OM BHMMaHM€ МОГЛО ОСТЭНОВИТЬСЯ ДОЛЕЕ ТОГО ВрЕМЕНИ, КЭКОЕ НУЖНО на ПрОЧТЕНИЕ ИХ. <...> ХОТЯ OM ПОВЕСТЬ ОЫЛЭ ПОДПИСЭНЭ И ИЗВЕСТНЫМ ИМЕНЕМ В литературе, ‘ ВСЕ ЖЕ заранее ЗНЭЕШЬ И ПрИЕМЫ И направление, раз ВЫСКЭЗЭВШИЕСЯ, ЗНЭЕШЬ ВЕСЬ СОСТЭВ ПОВЕСТИ И name ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВХОДЯЩИХ СЮДЭ СОСТЭВНЬЩ ЧЭСТЕЙ, ‘ так ЧТО НИКЭКОГО ТрУда НЕ СТОИТ ТУТ ЖЕ разложить химически _создание_ современного сочинителя повестей и романов, потому именно, что это не создание, а состав, сделанный с большою ловкостью и изредка с талантом. <...> Мы говорим о повести "После обеда в гостях", помещенной в 16 К "Русского вестника" нынешнего года. <...> Эта повесть так замечательна, что мы не можем удержаться, чтоб не сказать о ней несколько слов. <...> Прежде всего останавливает нас значение содержания самой повести, значение чисто внутреннее, психологическое. <...> Одно уже это содержание обличает в сочинительнице необыкновенную глубину взгляда и понимание нравственного мира. <...> Молодую девушку против воли выдают замуж (случай, к сожалению, нередкий и не нуждающийся в осуждении), и ее душою овладевает ожесточение, ожесточение страшное, безжалостное, свирепое. <...> Душа оцепенела, и молодая женщина равнодушно смотрит на горькие слезы терзаюшейся матери, только тут понявшей, что она сделала, на мучения мужа. <...> Когда мать, провожая молодых, стала по обычаю потчевать их блинами и слезы у нее капали на тарелку, солоно будет масло, матушка", — говорит ей молодая женшина. <...> Всякий, кому пришлось бы встретить в своем ближнем такое страшное, неподвижное состояние души, как бы схваченной судорогою, как бы застывшей в холодном озлоблении, понял бы, что при таком состоянии, при таком полном исключении любви и добра, ‘ НЕТ ТОЙ ЖЕСТОКОСТИ, ПЕрЕД КОТОрОЮ ОСТЭНОВИЛСЯ <...>
О_повести_г-жи_Кохановской_после_обеда_в_гостях_в_16_N_Русского_вестника.pdf
Константин Сергеевич Аксаков О повести г-жи Кохановской "после обеда в гостях" в 16 Ќ "Русского вестника" ---------------------------------------------------------------------------Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности"). OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Среди множества повестей, поставляемых в журналы, редко встречаются такие, на которых бы внимание могло остановиться долее того времени, какое нужно на прочтение их. Хотя бы повесть была подписана и известным именем в литературе, - все же заранее знаешь и приемы и направление, раз высказавшиеся, знаешь весь состав повести и даже относительное количество входящих сюда составных частей, - так что никакого труда не стоит тут же разложить химически _создание_ современного сочинителя повестей и романов, потому именно, что это не создание, а состав, сделанный с большою ловкостью и изредка с талантом. Тем приятнее было встретить неожиданно рассказ, отличающийся от прочих произведений в этом роде. Мы говорим о повести "После обеда в гостях", помещенной в 16 Ќ "Русского вестника" нынешнего года. Эта повесть так замечательна, что мы не можем удержаться, чтоб не сказать о ней несколько слов. Прежде всего останавливает нас значение содержания самой повести, значение чисто внутреннее, психологическое. Одно уже это содержание обличает в сочинительнице необыкновенную глубину взгляда и понимание нравственного мира. Вот в чем дело. Молодую девушку против воли выдают замуж (случай, к сожалению, нередкий и не нуждающийся в осуждении), и ее душою овладевает ожесточение, ожесточение страшное, безжалостное, свирепое. Душа оцепенела, и молодая женщина равнодушно смотрит на горькие слезы терзающейся матери, только тут понявшей, что она сделала, на мучения мужа. Жалости, сострадания, любви нет места в этой ожесточившейся душе. Когда мать, провожая молодых, стала по обычаю потчевать их блинами и слезы у нее капали на тарелку, - "солоно будет масло, матушка", - говорит ей молодая женщина. Всякий, кому пришлось бы встретить в своем ближнем такое страшное, неподвижное состояние души, как бы схваченной судорогою, как бы застывшей в холодном озлоблении, понял бы, что при таком состоянии, при таком полном исключении любви и добра, - нет той жестокости, перед которою остановился бы человек, нет того раздирающего положения, того сострадания, которое могло бы умилить, подвигнуть на жалость. Это - не раздражение, не увлечение гнетом, это - холодное озлобление, оцепенение души. Понятно, что такое состояние далеко становит человека от учения Христа, ибо это состояние есть исключение любви из души человеческой, а стало быть, и исключение учения любви. Молитва невозможна; она может исполняться лишь наружно, как церковный обряд. Как, с ненавистью в сердце, молить бога, который есть любовь? - "Даже от господа бога отступилась (так рассказывает сама эта женщина в повести)... Не могу я богу молиться, да и не могу, вконец не могу. Стану перед образами, да как положу на себе крест, уж он мне тяжел, тяжел показывается... так я постою и отойду..." Долго цепенела в этом ожесточении молодая женщина, и опять то же божественное учение пришло само к ней, чтобы пробудить в ней чувство любви и открыть затворенный самим человеком путь к своему Спасителю, путь, невозможный без любви. Однажды, сидя у окна, молодая женщина увидала, что под ее окном на завалинке сидит нищая или, лучше сказать, странница; она подала ей милостыню по обычаю, но странница заметила ее горе, заговорила с ней своею простою речью, и слова ее хотя глухо, но отозвались в ее душе. - Лицо это выведено с удивительною мерою, без малейшего усилия и приторности, во что так легко можно было впасть. И вот между молодою женщиною и странницею образовалась тайная связь и шли тихие беседы, которые, хотя не касались самого дела, но, по крайней мере, шевелили душу молодой женщины. Встреча с странницей только потрясла это ожесточение; душа поколебалась, но прежнее состояние еще не прошло. Молодые супруги, прожив с год таким образом, едут к матери. Тут дорогой молодой женщине, в душе которой шла какая-то тревога, захотелось пройтись, и она вышла из повозки; нужно было переходить через плохой мосток; муж хотел поддержать жену, но жена бросилась в сторону от мужа, не удержалась и упала под мосток; она не ушиблась, но муж был объят ужасом и мучением; молодой женщине _стало жалко его_. Едучи потом
Стр.1