Уделяется необходимое внимание компьютерному моделированию и
экспертным системам. <...> Её основные направления:
pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей,
приёмом, преобразованием и хранением информации;
методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать
программы
для
решения
задач,
требующих
определённых
интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический
вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
системный анализ, заключающийся в анализе назначения
проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна
отвечать;
методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
средства
телекоммуникации, в
том числе,
глобальные
компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое
информационное сообщество;
разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку,
образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды
хозяйственной и общественной деятельности. <...> Технические средства, то есть аппаратура компьютеров, в английском языке
обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как
"твёрдые изделия". <...> Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление,
письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может
содержать разное количество информации для разных людей — в
зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого
сообщения и интереса к нему. <...> Хартли (1928) процесс получения
информации рассматривает как выбор одного сообщения из конечного
наперёд заданного множества из N равновероятных сообщений, а
количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении,
определяет как двоичный логарифм N. <...> По
формуле Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого
требуется: I = log2100 » 6,644. <...> Легко заметить, что если вероятности p1, ..., pN равны, то каждая из них
равна <...>
Информационные_технологии_в_психологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
И.В. Уткин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методические материалы
Шуя 2011
Стр.1
УДК 159.9.015 Печатается по решению редакционно-издательского совета
ББК 88
И 74
ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Составитель: Уткин И.В., кандидат медицинских наук, доцент кафедры
психологии
Рецензент: Ососков Г.А., главный научный сотрудник лаборатории
информационных технологий Объединенного института ядерных
исследований, г. Дубна, доктор ф.-м. наук, профессор Международного
университета природы, общества и человека «Дубна»
Уткин И.В. Информационные технологии в психологии. Учебнометодические
материалы. Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 68 с.
В данном пособии, состоящем из пяти разделов, детально, в
доступной форме даются основные сведения об информатике как науке, об
измерении, преобразовании и обработке информации. Приводятся данные
об устройстве и принципах работы современных компьютеров, излагаются
базовые понятия о программировании и алгоритмизировании.
Рассматриваются различные типы баз данных и принципы их управления.
Уделяется необходимое внимание компьютерному моделированию и
экспертным системам. Пособие предназначено для студентов 1-го курса
дневного отделения, обучающихся по специальности «Психология –
030300.62» (бакалавриат).
© ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в информатику……………………………………………4
Раздел 2. Общие принципы организации и работы компьютеров..………..12
Раздел 3. Программное обеспечение компьютеров..………………………..37
Раздел. 4. Алгоритмы. Алгоритмизация. Алгоритмические языки…………50
Раздел 5. Применение информатики и компьютерной
техники………..58
Литература..…………………………………………………………………….68
3
Стр.3