Константин Сергеевич Аксаков
О русском воззрении
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная
критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Недавно
одно выражение, употребленное в объявлении о "Русской
беседе",
подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: _русское воззрение_. Оно
точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось,
что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого
рода: "Воззрение должно
быть
особенно со
тех
общечеловеческое! Какой
общечеловеческим. Подобного
стороны
людей, которым
смысл
русское воззрение?* Но неужели можно было думать, что в
беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не
время
которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и
странном
мнения, конечно, нельзя
придают
название
программе "Русской
будет
может
в
захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого.
Теперь скажем о самом выражении, так
английская, немецкая
это
признают. А
совершается
и
то
допустить,
славянофилов,
которые, конечно, не
для
воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь
если
ведь
т<ак> д<алее>,
признают
народность
содержанием,
у
участия
некоторых. Разве
мы
говорим, например: английская литература, французская литература, германская
философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А
литературе, в философии, если она
выражается и воззрение народное. Все
в
другими народами, то почему не признать и за
человечества
русским? Если
мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она
русскому народу? Дело
только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь
возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать
народа право иметь свое русское воззрение - значит
лишить
его
народностями, которые
общим
общем деле человечества.
Мало того: тогда только и является произведение литературы, или
какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно
"Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление
греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и
в
уже
почве
исключительной
национальности
народности
которой приносится
наша
обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали
потому, что у нас нет, не явилось по
Странно было бы нападать из любви
народность; оттого
крайней
к
именно
мере,
на
европейской, в
мы
еще
значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И
нападений нельзя ожидать от "Русской беседы", считающей, по
программы, общечеловеческое - народным русским достоянием. В
от
нее
лишь
то, что
за
не
мешать
не
русского
в
другое
народно.
чисто
же
то
время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то
самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности; а
что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы
лет стоим на
оттого,
ничем
полтораста
жертву
и
для _человечества_ именно
_русского
воззрения_.
общечеловеческое: это
конечно, таких
смыслу
же
чем
Европе
может
Постараемся представить его в настоящем свете.
Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а
чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К
критически и свободно, принимая
достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится
же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам
так думают люди, называемые
значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот
противники
наших
мнений, не
прямое
Западной
в
на
него
право
право
русского
Европы
стоят
за
славянофилами. Европеизм, имея
отделяющие
точно
и
чего
национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно
свое значение. С одной стороны, т<ак> н<азываемые;> славянофилы
общечеловеческое и за
стороны, поборники
национальность, которой
отнимают у русского народа
придают
его
всемирное
прямое
значение
на
наоборот, т<ак> н<азываемые> славянофилы
противники их за исключительную национальность. С
собой захотят с этим согласиться.
ПРИМЕЧАНИЯ
"Русская беседа", 1856, кн. 1, Смесь, с. 84-86.
стоят
исключительную
и
одной
Европе человеческого
народа. С
ради
относится
быть
своей
спор?
не
он
общим
так
человеческое
не
странам:
видят
переменяет
стоят
от
за
европейскую
которой
другой
они
общечеловеческое. Итак,
за
свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши
едва
ли
и
общечеловеческое, а
стороны, чувство
перед
не
иметь
же
Стр.1