К. С. Аксаков: краткая справка.
----------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Русский Биографический словарь
----------------------------------------------------------------------А.
Пресняков.
Аксаков,
Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей
"славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове,
Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии, умер 7 декабря 1860 года на
острове Занте. Биография А. не богата внешними фактами, но общий склад его
личной жизни с раннего детства до могилы многое выясняет в его
мировоззрении и отношениях к основным вопросам русской жизни. Старший сын
Сергея Тимофеевича не только вырос, но и всю жизнь провел в характерной
семейной обстановке. Несомненно значительным было влияние отца, отличавшей
его глубины чувства,
направления",
теплоты и живости воображения, его "русского
художественно-археологического увлечения старой Москвой.
оптимистического отношения к помещичьему быту,
Глубокая
привязанность к отцу - наиболее сильное чувство в личной жизни А.: горе
после смерти Сергея Тимофеевича расшатало его здоровье и свело через 1 1/2
года в могилу. От матери, Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, А.
унаследовал, быть может, отличавшую его от пассивной, более созерцательной
натуры отца, боевую энергию в защите своих воззрений: Ольга Семеновна была
дочерью пленной турчанки. До 9 лет
затем Надеждине-Парашине,
А. рос в деревне, Аксакове-Багрове,
чем и исчерпалось личное общение его с
крестьянством, оставившее на всю жизнь ряд отрадных и живых впечатлений, на
которые А. любил ссылаться в спорах с противниками его направления. С 1826
года А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными
условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности.
Попытка поехать за границу в 1838 году была испорчена отсутствием привычки
жить самостоятельно и заботиться о своих потребностях. Не выдержав докуки
мелочей жизни, А. едва еле пять месяцев выдержал вне отчего дома. Эти черты
существенно освещают его индивидуальность, как идеалиста-теоретика. В 1832
году пятнадцатилетний А. поступил на словесный факультет Московского
университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Студенческие годы
связали его с кружком Станкевича , высокая идеалистическая настроенность
которого глубоко захватила А. "Видя, - писал он позднее, - постоянный
умственный интерес в этом обществе, слыша постоянные речи о нравственных
вопросах, я, раз познакомившись, не
мог оторваться от этого кружка и
решительно каждый вечер проводил там". Вместе с друзьями А. погрузился в
изучение немецкой философии, в частности Гегеля. Но крепкая семейная
традиция, ставшая второй натурой, не замедлила поставить А. в противоречие
с безоглядным рационализмом русских гегелианцев. Сложившееся в кружке общее
воззрение на русскую жизнь и на русскую литературу, "большею частью
отрицательное", постоянные "нападения на Россию, возбужденные казенными ей
похвалами", поражали А. и, по собственному его свидетельству, причиняли ему
боль. Но этот разлад привел к разрыву лишь позднее. Пока в Станкевичевском
кружке "отрицательное" направление выражалось преимущественно в вопросах
литературных и отодвигалось на второй план идеалистическим
"прекраснодушием", пока, затем, члены кружка переживали период "правого"
гегелианства и "примирения с действительностью", А. жил с ними общей
жизнью, оставившей след в душевной личной симпатии к противникам, с
которыми пришлось вести непримиримую и полную взаимной нетерпимости
принципиальную борьбу. Эта связь порвалась после кончины Станкевича и
отъезда Белинского в Петербург (1839), когда Белинский, доведя свое
увлечение правым гегелианством до крайностей "Бородинской годовщины",
пережил крутой
перелом в сторону страстной критики русской
действительности. А. в эту пору сближается с другим кругом - старших
основателей славянофильства: Киреевскими и Хомяковым . Теоретические основы
их учения А. принял готовыми; оно прекрасно отвечало тем настроениям и
симпатиям, какие взрастили в нем отчий дом и личный характер. Теми же
чертами, воспитанными в А. влиянием отца, определилось и место, занятое им
в кругу славянофилов. Художественно-археологическое увлечение старинным
русским бытом и своеобразием национальной жизни вообще, глубокая
нравственная потребность в положительном, сочувственном отношении к
Стр.1