Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Библиотечное обслуживание (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДергилева Т. В.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц136
ID13834
АннотацияПредлагаются учебно-методический план, учебные программы по дисциплине «Библиотечное обслуживание» федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин (дисциплин специализации). Представлены текстовые задания по курсу.
Кому рекомендованоДля студентов и преподавателей дневной и заочной формы обучения в вузах по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность».
УДК024(075.8)
ББК78.38я73
Дергилева, Т.В. Библиотечное обслуживание / Т.В. Дергилева .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2010 .— 136 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13834 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т. В. Дергилева БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность» Новосибирск 2010 УДК 024(075.8) ББК 78.38я73 Д36 Издается по решению комиссии по учебно-методической литературе редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН Рецензент: доктор технических наук, профессор Б. С. Елепов . Д36 Дергилева, Т. В. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; Новосиб. гос. пед. ун-т. <...> Предлагаются учебно-методический план, учебные программы по дисциплине «Библиотечное обслуживание» федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин (дисциплин специализации). <...> При подготовке пособия автор предпринял попытку в краткой форме осветить основные темы программы курса «Библиотечное обслуживание»: теоретические, законодательные, технологические основы индивидуального и массового библиотечного обслуживания, библиотечное общение, место библиотечной профессии в психологической классификации профессий, роль библиотекаря и пользователя в социокультурном процессе библиотечного обслуживания, организация и приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и за рубежом и др. <...> 1.3 Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса «Библиотечное обслуживание» студент должен знать: • понятийный аппарат дисциплины; • теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания; • основные функции, принципы и теоретические концепции библиотечного обслуживания, этапы их формирования; • современную законодательную базу библиотечного обслуживания в России; • историю изучения читателей в России и зарубежных странах; • типологию читателей; • структуру понятия «информационная культура»; • основные профессиональные и личностные качества библиотекаря <...>
Библиотечное_обслуживание.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Библиотечное_обслуживание.pdf
Учреждение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Т. В. Дергилева БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность» Новосибирск 2010
Стр.1
УДК 024(075.8) ББК 78.38я73 Д36 Издается по решению комиссии по учебно-методической литературе редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН Рецензент: доктор технических наук, профессор Б. С. Елепов . Д36 Дергилева, Т. В. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 136 с. Предлагаются учебно-методический план, учебные программы по дисциплине «Библиотечное обслуживание» федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин (дисциплин специализации). Представлены текстовые задания по курсу. Для студентов и преподавателей дневной и заочной формы обучения в вузах по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность». УДК 024(075.8) ББК 78.38я73 © Т. В. Дергилева, 2010 © Учреждение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН), 2010 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», 2010
Стр.2
Содержание Предисловие ................................................................................................ 6 1 Организационно-методический раздел.................................................. 7 1.1 Цель курса ..................................................................................... 7 1.2 Задачи курса.................................................................................. 7 1.3 Требования к уровню освоения содержания курса................... 8 2 Содержание курса «Библиотечное обслуживание».............................. 9 2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина ....... 9 2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание»............................................................................ 11 2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими учебными предметами ............................................................... 12 3 Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания....................................................................................... 15 3.1 Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания.............................................................................. 15 3.2 Современная международная и российская законодательная база библиотечного обслуживания.............. 19 4 Читатель и библиотекарь как равноправные участники социокультурного процесса библиотечного обслуживания............ 22 4.1 Изучение читателей как общемировая профессиональная проблема...................................................................................... 22 4.2 Социологические и психологические аспекты изучения чтения .......................................................................................... 28 4.3 Типология читателей.................................................................. 30 4.4 Информационная культура личности....................................... 34 4.5 Социологическая и психологическая службы в библиотеках.............................................................................. 39 5 Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания ............................................................ 42 5.1 Основные профессиональные и личностные качества библиотекаря отдела обслуживания......................................... 42 5.2 Речевая культура библиотекаря ................................................ 47 5.3 Имидж библиотекаря ................................................................. 50 6 Библиотечное общение в процессе обслуживания пользователей... 52 6.1 Библиотечное общение как феномен. Опыт библиотечного общения в российских и зарубежных исследованиях ........... 52 6.2 Основные функции, формы и виды библиотечного общения....................................................................................... 52 3
Стр.3
6.3 Квалитология и квалиметрия библиотечного общения......... 56 6.4 Барьеры библиотечного общения............................................. 57 7 Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах .... 62 7.1 Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному образованию................................................................................ 62 7.2 Библиотечное обслуживание как средство социализации личности. Правовая социализация............................................. 64 7.3 Библиотечное обслуживание пользователей с особыми потребностями ............................................................................ 65 7.3.1 Дети и юношество............................................................. 65 7.3.2 Семейное чтение ............................................................... 66 7.3.3 Пользователи с ограниченными возможностями .......... 67 7.3.4 Национальные меньшинства и мигранты....................... 68 7.4 Библиотечное обслуживание в помощь формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей ............................................................................. 68 8 Технология библиотечного обслуживания.......................................... 71 8.1 Понятие о технологии и технологическом процессе библиотечного обслуживания.................................................... 71 8.2 Связь информационного запроса с реальными потребностями пользователей............................................................... 72 8.3 Классификация читательских интересов по содержанию....... 73 8.4 Классификация библиотечных услуг ....................................... 74 8.5 Современные технологии в организации библиотечного обслуживания ............................................................................. 74 9 Технология индивидуального библиотечного обслуживания.......... 76 9.1 Значение и задачи индивидуального библиотечного обслуживания. Основные современные концепции................. 76 9.2 Индивидуальное библиотечное обслуживание......................... 78 9.3 Методы индивидуального библиотечного обслуживания .... 78 10 Технология массового и группового библиотечного обслуживания....................................................................................... 82 10.1 Теория и история организации массового обслуживания в России.......................................................................................... 82 10.2 Массовое библиотечное обслуживание – средство расширения влияния библиотеки и укрепление ее связей с партнерскими организациями................................................. 83 10.3 Опыт библиотечного массового обслуживания за рубежом... 84 4
Стр.4
10.4 Групповое и фронтальное массовое библиотечное обслуживание.............................................................................. 85 10.5 Показатели эффективности библиотечного обслуживания .. 93 11 Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке............................................................................................ 98 11.1 Структурные подразделения библиотечного обслуживания 98 11.2 Абонемент – основной отдел библиотечного обслуживания.. 98 11.3 Организация библиотечного обслуживания в читальных залах .................................................................................................... 101 11.4 Подразделения библиотечного обслуживания «некнижными носителями» ...................................................... 103 12 Внестационарные формы библиотечного обслуживания ............. 105 13 Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание............ 108 14 Вопросы для проверки знаний.......................................................... 114 15 Примерная тематика рефератов, курсовых работ........................... 120 16 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.................................................................................................... 122 17 Список рекомендуемой литературы................................................. 124 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ