Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Медийно-рекламный текст как артефакт культуры
Медийно-рекламный текст (далее МРТ) – текст рекламы, транслируемый
по каналам СМИ, – приобретает в медийном пространстве культурогенные
свойства и становится артефактом культуры, органично сочетая в
конкретных целевых контекстах знаковые формы и выразительные
средства и формируя особую – рекламную – культуру своей аудитории. <...> Моль, культура – это огромное множество
сообщений,
каждое
упорядоченное
из
которых
множество
представляет
знаков,
собой
выстроенных
в
конечное
и
определенной
последовательности и по определённым законам (Моль, 2008). <...> Сущностным признаком МРТ как особого социально-манипулятивного
знака
является
единство
заложенной
в
нем
маркетинговой
и
эстетической информации, это продукт интеграции различных типов
деятельности – и деловой, связанной с точными расчетами экономической
привлекательности
определенной
того
целевой
или
иного
аудитории,
рекламируемого
и
творческой,
объекта
связанной
для
с
художественным моделированием рекламного текста. <...> Именно маркетинговая информация выступает когнитивной основой
информации
рекламной,
эстетическая
же
составляющая
является,
бесспорно, вторичной. <...> И. Г. Морозова сравнивает рекламный текст с
киборгом – «точно сконструированным и бесперебойно работающим
«скелетом» маркетингового содержания, покрытым сверху живой плотью
формы» (Морозова, 2001, с. <...> В истории рекламы известны факты
перехода живых, т.е. функционирующих в медийной коммуникации,
текстов в разряд классических произведений рекламного творчества
(например, плакаты Альфонса Мухи или Энди Уорхола), однако эти
тексты,
приобретая
или
усиливая
свою
историко-культурную
и
художественную значимость, с течением времени теряют свою главную
функцию – побуждать к покупке товара – и, по сути, утрачивают свойство
рекламности. <...> В основе МРТ практически всегда лежит языковое эксплицитное <...>
Медийно-рекламный_текст_как_артефакт_культуры.pdf
Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Медийно-рекламный текст как артефакт культуры
Медийно-рекламный текст (далее МРТ) – текст рекламы, транслируемый
по каналам СМИ, – приобретает в медийном пространстве культурогенные
свойства и становится артефактом культуры, органично сочетая в
конкретных целевых контекстах знаковые формы и выразительные
средства и формируя особую – рекламную – культуру своей аудитории.
Как справедливо отмечает А. Моль, культура – это огромное множество
сообщений, каждое из которых представляет собой конечное и
упорядоченное множество знаков, выстроенных в определенной
последовательности и по определённым законам (Моль, 2008).
Сущностным признаком МРТ как особого социально-манипулятивного
знака является единство заложенной в нем маркетинговой и
эстетической информации, это продукт интеграции различных типов
деятельности – и деловой, связанной с точными расчетами экономической
привлекательности того или иного рекламируемого объекта для
определенной целевой аудитории, и творческой, связанной с
художественным моделированием рекламного текста.
Именно маркетинговая информация выступает когнитивной основой
информации рекламной, эстетическая же составляющая является,
бесспорно, вторичной. И. Г. Морозова сравнивает рекламный текст с
киборгом – «точно сконструированным и бесперебойно работающим
«скелетом» маркетингового содержания, покрытым сверху живой плотью
Стр.1