Е.Н. Ежова
Медиа-рекламная картина мира
как суггестивно-информационный фактор формирования
полиэтничной общности
В современном мире медийная реклама становится элементом
национальной культуры, одним из основных механизмов ее формирования, в
ней фиксируется и посредством нее формируется система ценностей и
приоритетов того или иного социума. <...> По выражению А. Н. ЛебедеваЛюбимова, «как феномен массовой культуры, реклама способна в своих
наилучших творческих проявлениях формировать духовную культуру в самом
высоком смысле» [Лебедев-Любимов, 2004, с. <...> Медиа-рекламная картина мира – картина мира, формируемая на основе
симбиоза таких социокультурных феноменов, как СМИ и реклама, –содержит
семиотические коды, выражающие и социальное единство культур, и их
многообразие и непоглощаемость. <...> С одной стороны, в ней утверждается идея
материальной и духовной интегрированности общества, универсальности
общечеловеческих ценностей; с другой стороны, в медиа-рекламной картине
мира эта универсальность обретает национальную определенность, где чужое
(инонациональное) наделяется комплементарной функцией, возникает эффект
«многоголосия» культур, представленных в их специфике и гетерогенности. <...> «Гетерогенный характер знаков, используемых для гибридного моделирования,
препятствует стиранию национально-культурных различий. <...> Но национальное
выступает лишь как составная часть полинациональной общности, без нее не
существующая» [Постмодернизм, 2001, с. <...> В этом смысле медиарекламная картина мира может стать мощным суггестивным фактором
формирования социокультурных ценностей полиэтничного общества. <...> Этнокультурный компонент медиа-рекламной картины мира отражает
общий принцип всех смыслообразований в культуре – дуальную оппозицию
«своё-чужое», представляющую структурный архетип, производный от
метаоппозиции «я – другое» (К. <...> Изображение «своей»
этнокультурной реальности выявляет набор культурных констант <...>
Медиа-рекламная_картина_мира_как_суггестивно-информационный_фактор_формирования_полиэтничной_общности.pdf
Е.Н. Ежова
Медиа-рекламная картина мира
как суггестивно-информационный фактор формирования
полиэтничной общности
В современном мире медийная реклама становится элементом
национальной культуры, одним из основных механизмов ее формирования, в
ней фиксируется и посредством нее формируется система ценностей и
приоритетов того или иного социума. По выражению А. Н. ЛебедеваЛюбимова,
«как феномен массовой культуры, реклама способна в своих
наилучших творческих проявлениях формировать духовную культуру в самом
высоком смысле» [Лебедев-Любимов, 2004, с. 7].
Медиа-рекламная картина мира – картина мира, формируемая на основе
симбиоза таких социокультурных феноменов, как СМИ и реклама, –содержит
семиотические коды, выражающие и социальное единство культур, и их
многообразие и непоглощаемость. С одной стороны, в ней утверждается идея
материальной и духовной интегрированности общества, универсальности
общечеловеческих ценностей; с другой стороны, в медиа-рекламной картине
мира эта универсальность обретает национальную определенность, где чужое
(инонациональное) наделяется комплементарной функцией, возникает эффект
«многоголосия» культур, представленных в их специфике и гетерогенности.
«Гетерогенный характер знаков, используемых для гибридного моделирования,
препятствует стиранию национально-культурных различий. Но национальное
выступает лишь как составная часть полинациональной общности, без нее не
существующая» [Постмодернизм, 2001, с. 691]. В этом смысле медиарекламная
картина мира может стать мощным суггестивным фактором
формирования социокультурных ценностей полиэтничного общества.
Этнокультурный компонент медиа-рекламной картины мира отражает
общий принцип всех смыслообразований в культуре – дуальную оппозицию
«своё-чужое», представляющую структурный архетип, производный от
метаоппозиции «я – другое» (К.Леви-Строс). Изображение «своей»
этнокультурной реальности выявляет набор культурных констант, посредством
которых субъект интерпретирует окружающую действительность и формирует
в сознании определенную концептуальную систему. Наложение на систему
национальных координат «чужой» этнокультурной реальности,
интерпретируемой субъектом с позиций «вненаходимости», становится тем
импульсом, который обогащает и позволяет глубже раскрыть собственный
этнокультурный статус. Естественно, это обогащение возможно только тогда,
когда инонациональные импульсы не противоречат особенностям
национального мышления. Возникновение этого противоречия в
полиэтнической среде не только разрушает ответную рецепцию, но и может
стать раздражающим и травмирующим фактором.
Стр.1