Комитет Ставропольского края по печати и информации Ставропольский государственный университет
Ставропольское краевое отделение Союза журналистов России
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
К 10-летию специальности
«Журналистика»
В Ставропольском государственном университете
27-28 апреля 2004 года
СТАВРОПОЛЬ
2004
«ГРАНИЦЫ МОЕГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЮТ ГРАНИЦЫ МОЕГО
МИРА»: КОММУНИКАТИВНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА В
ФРАГМЕНТАРНОМ ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА <...> Е. Н. ЕЖОВА
Сегодня
в
языковой
культуре
средств
массовой
информации
происходят качественные изменения, связанные с эпохой становления нового
российского
демократического
государства. <...> Происходит
расслоение
общества, расширяется состав участников коммуникации, и это не может не
приводить к интенсивному изменению языковой нормы и культурно-речевой
среды в целом. <...> «Фрагментарность в обществе сказывается и во фрагментарности языковой
среды». <...> Речь представителей нового класса капиталистов не всегда
соответствует нормам обычной речи интеллигентных людей, иногда она
ближе к речи вульгарной, иногда богемной, а иногда и к жаргонной речи
лагерей, тюрем, речи наркоманов. <...> Мы, к сожалению, привыкли к тому, что
по радио, телеканалам звучат речи государственных деятелей, крупных
руководителей
в
экономике,
образовании
и
культуре,
в
«силовых
структурах», иногда шокирующие низкой культурой. <...> Стихия арго, сленга
захлестнула нашу массовую журналистику: захлестнула телевидение и
радио, в большей степени музыкальное радио, которое дает образцы вульгарности. <...> В речь
журналистов проникают слова из просторечия, жаргона, в том числе арго
(братва, беспредел, баланда (причём баланду не едят, а кушают), вкалывать,
измазать,
материть,
матюгать,
отмыть,
обалденный,
пайки,
скорешитъся, халява), жаргона наркоманов {кайф, глюк, депресняк, ломка,
травка и др). <...> Оказывает влияние на общеупотребительный слой языка и
сленг сетевой коммуникации, который в целом <...>
«Границы_моего_языка_означают_границы_моего_мира»._Коммуникативный_статус_журналиста_в_фрагментарном_языковом_пространстве_Северного_Кавказа.pdf
Комитет Ставропольского края по печати и информации Ставропольский государственный университет
Ставропольское краевое отделение Союза журналистов России
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
К 10-летию специальности
«Журналистика»
В Ставропольском государственном университете
27-28 апреля 2004 года
СТАВРОПОЛЬ
2004
Стр.1
«ГРАНИЦЫ МОЕГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЮТ ГРАНИЦЫ МОЕГО
МИРА»: КОММУНИКАТИВНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА В
ФРАГМЕНТАРНОМ ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
Е. Н. ЕЖОВА
Сегодня в языковой культуре средств массовой информации
происходят качественные изменения, связанные с эпохой становления нового
российского демократического государства. Происходит расслоение
общества, расширяется состав участников коммуникации, и это не может не
приводить к интенсивному изменению языковой нормы и культурно-речевой
среды в целом. Как отмечает профессор Я.Н. Засурский, декан факультета
журналистики Московского государственного университета, отсутствие
консенсуса в обществе, стремления к единству, очень ощутимо в жизни.
«Фрагментарность в обществе сказывается и во фрагментарности языковой
среды». Речь представителей нового класса капиталистов не всегда
соответствует нормам обычной речи интеллигентных людей, иногда она
ближе к речи вульгарной, иногда богемной, а иногда и к жаргонной речи
лагерей, тюрем, речи наркоманов. Мы, к сожалению, привыкли к тому, что
по радио, телеканалам звучат речи государственных деятелей, крупных
руководителей в экономике, образовании и культуре, в «силовых
структурах», иногда шокирующие низкой культурой. Стихия арго, сленга
захлестнула нашу массовую журналистику: захлестнула телевидение и
радио, в большей степени музыкальное радио, которое дает образцы вульгарности.1
Происходит
стирание различий между стилями общения. В речь
журналистов проникают слова из просторечия, жаргона, в том числе арго
(братва, беспредел, баланда (причём баланду не едят, а кушают), вкалывать,
измазать, материть, матюгать, отмыть, обалденный, пайки,
Стр.2