Ставропольский государственный университет
Речевые стратегии в публикациях
о проблемах миграции и мигрантов
(на материале периодических изданий Ставропольского края)
В
современном
мире
роль
средств
массовой
информации
значительно возрастает. <...> Сегодня СМИ являются мощной силой, способной
воздействовать на изменение социально-политической ситуации в стране, в
том числе на урегулирование этических конфликтов, формирование новой
российской
социально-психологической
самоидентификации,
установление диалога культур в мире. <...> Влияние это осуществляется через
язык, выступающий как инструмент социального и концептуального
конструирования. <...> Формирование и поддержание отношений, образующих
тот или иной социальный ландшафт, происходит в языке, именно потому
он осуществляет и основную координацию социальных действий. <...> По
выражению
философа
Ильи
Семенова
«особенностью
языка,
определяющей его фундаментальную роль в организации социального
пространства, является способность, с одной стороны, быть формой
национальных, этнических и любых других отношений, с другой –
описывать и объяснять эти отношения, создавая теории, которые в
дальнейшем становятся силой, преобразующей социальное пространство»
(4, с. <...> Языковая
Северокавказском
политика
регионе,
средств
массовой
спецификой
информации
которого
в
являются
полиэтничность, прежде всего должна быть направлена на формирование
принципов
толерантного
сознания,
разряжение
конфликтиченности
социального пространства. <...> Большой поток мигрантов на Северный Кавказ, значительную часть
которых составляют беженцы и вынужденные переселенцы не может не
влиять на конфликточенность культурно-речевой ситуации в регионе. <...> И
дело не только в неравномерном расселении мигрантов, среди которых есть
и русские, и татары, и украинцы, и армяне, и осетины… дело еще и в том,
что беженцы и вынужденно перемещенные лица вне зависимости от их
национальности, как и национальные <...>
Речевые_стратегии_в_публикациях_о_проблемах_миграции_и_мигрантов_(на_материале_периодических_изданий_Ставропольского_края).pdf
Ежова Е.Н.
Ставропольский государственный университет
Речевые стратегии в публикациях
о проблемах миграции и мигрантов
(на материале периодических изданий Ставропольского края)
В современном мире роль средств массовой информации
значительно возрастает. Сегодня СМИ являются мощной силой, способной
воздействовать на изменение социально-политической ситуации в стране, в
том числе на урегулирование этических конфликтов, формирование новой
российской
социально-психологической
самоидентификации,
установление диалога культур в мире. Влияние это осуществляется через
язык, выступающий как инструмент социального и концептуального
конструирования. Формирование и поддержание отношений, образующих
тот или иной социальный ландшафт, происходит в языке, именно потому
он осуществляет и основную координацию социальных действий. По
выражению философа Ильи Семенова «особенностью языка,
определяющей его фундаментальную роль в организации социального
пространства, является способность, с одной стороны, быть формой
национальных, этнических и любых других отношений, с другой –
описывать и объяснять эти отношения, создавая теории, которые в
дальнейшем становятся силой, преобразующей социальное пространство»
(4, с. 6–7).
Языковая политика средств массовой информации в
спецификой которого являются
Северокавказском регионе,
полиэтничность, прежде всего должна быть направлена на формирование
Стр.1
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аронсон О. Конфликты и сообщества (о политической функции в
высказывании) // Язык и этнический конфликт. – М., 2001. – С. 15–34.
2. Богданова Л. К проблеме гармонизации общения в условиях
межкультурной коммуникации // Язык и культура. Тезисы докладов на третьей
международной конференции. Т. 3. – Киев, 1994. – С. 29–30.
3. Лебедева Н. Роль культурной дистанции в формировании новых
идентичностей // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. –
М., 1997. – С.80.
4. Язык и этнический конфликт. – М., 2001. – 108 с.
Опубл.: Сборник материалов Международного конгресса «300 лет российской газете. От
печатного станка к электронным медиа». – М. : Факультет журналистики МГУ им. М. В.
Ломоносова, 2002. – С. 182–185.
Стр.15