Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Региональное измерение государственной экономической политики России (82,00 руб.)

0   0
АвторыМалчинов А. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц202
ID136869
АннотацияВ книге представлены основные результаты выполненного экспертами Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования исследования актуальных проблем социально-экономического развития регионов России, эффективности используемых в рамках государственной региональной политики основных подходов к решению этих проблем и обоснования предложений по совершенствованию системы государственно-управленческих мер в этой сфере.
Кому рекомендованоДля работников органов государственного управления, депутатов представительных органов власти, научных работников, студентов и преподавателей высшей школы.
ISBN978-5-91290-012-9 (Научный эксперт)
УДК33.14:338.2
ББК65.9(2 Рос)–1
Региональное измерение государственной экономической политики России / ред. А.С. Малчинов .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2007 .— 202 с. — кол. авт.: С.С. Сулакшин, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов и др.; под общ. ред. А.С. Малчинова; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования; прил., библиогр.: с. 150-200 .— ISBN 978-5-91290-012-9 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/136869 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ –≈√»ŒХ¿А‹ХŒ≈ »«Г≈–≈Х»≈ √Œ—”ƒ¿–—“¬≈ХХŒ… ›ьŒХŒГ»◊≈—ьŒ… œŒА»“»ь» –Œ——»» Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН Региональное измерение государственной экономической политики Москва Научный эксперт 2007 УДК 33.14:338.2 ББК 65.9(2 Рос)–1 Р 31 Авторский коллектив: Сулакшин С.С., Лексин В.Н., Швецов А.Н., Реймер Л.А., МалчиР31 нов А. <...> Исполнение социальных обязательств государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. <...> 82 Предложения о правовом регулировании территориального развития Арктической зоны России . <...> 91 Проблемы выработки и использования инструментов региональной политики. <...> 120 4 Сокращение межрегиональных разрывов развитости путем дифференциации налогообложения и дополнительного инвестирования «проблемных» регионов. <...> 150 Приложение 2 Постановка задачи разработки проекта Федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации полномочий по вопросам совместного ведения» . <...> 164 Приложение 3 Постановка задачи разработки проекта Федерального закона «Об участии субъектов Российской Федерации в федеральном законотворчестве» . <...> В числе новых региональных реалий следует отметить: гипертрофию северных территорий с экстремальными условиями проживания населения и ведения хозяйственной деятельности (две трети территории современной России занимает зона вечной мерзлоты); потерю основных выходов в бассейны Балтийского и Черного морей и связанное отчасти с этим возрастание роли тихоокеанских и северных портов; усиление экономического тяготения Восточно-Сибирских и Дальневосточных территорий к странам Азиатско-тихоокеанского региона; увеличение числа приграничных регионов; появление эксклавной территории <...>
Региональное_измерение_государственной_экономической_политики_России.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Региональное_измерение_государственной_экономической_политики_России.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ –≈√»ŒÕ¿À‹ÕŒ≈ »«Ã≈–≈Õ»≈ √Œ—”ƒ¿–—“¬≈ÕÕŒ… ›üŒÕŒÃ»◊≈—üŒ… œŒÀ»“»ü» –Œ——»»
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН Региональное измерение государственной экономической политики Москва Научный эксперт 2007
Стр.2
УДК 33.14:338.2 ББК 65.9(2 Рос)–1 Р 31 Авторский коллектив: Сулакшин С.С., Лексин В.Н., Швецов А.Н., Реймер Л.А., МалчиР31 нов А.С., Орлов И.Б. Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общей редакцией А.С. Малчинова. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — М.: Научный эксперт, 2007. — 200 с. ISBN 978-5-91290-012-9 В книге представлены основные результаты выполненного экспертами Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования исследования актуальных проблем социально-экономического развития регионов России, эффективности используемых в рамках государственной региональной политики основных подходов к решению этих проблем и обоснования предложений по совершенствованию системы государственно-управленческих мер в этой сфере. Книга может быть полезна для работников органов государственного управления, депутатов представительных органов власти, научных работников, студентов и преподавателей высшей школы. УДК 33.14:338.2 ББК 65.9(2 Рос)–1 ISBN 978-5-91290-012-9 © Научный эксперт, 2007
Стр.3
Содержание Введение ...................................................................................... 6 Современная региональная ситуация. Динамика социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: ключевые показатели ............. 11 К вопросу о критериях отбора региональных проблем ......................................................... 47 Разработка и реализация государственной региональной политики в специфических условиях российского федерализма .................................................... 50 Условия экономической целесообразности «объединения» («укрупнения») субъектов РФ и новые территориальные проблемы .................................. 51 Разграничение предметов ведения, полномочий и ресурсов между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями ...... 55 Бюджетные аспекты региональной политики .............. 61 Новая концепция межбюджетных отношений. Переход к нормативам отчислений. Введение и использование территориального разреза в бюджетной политике ............................................................ 61 Социальный компонент региональной политики. Исполнение социальных обязательств государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях...................................................................................... 66 Муниципальный аспект государственной региональной политики ....................................................... 71 Специфика ситуации в городских поселениях ................. 72 Специфика ситуации в сельских поселениях .................... 73 3
Стр.4
Специфика ситуации в региональных столицах и крупнейших городах России .............................................. 74 Государственная региональная политика на проблемных территориях. Задачи реабилитации депрессивных территорий ...................... 79 Регионы Сибири и Дальнего Востока в новой геополитической, экономической, демографической и миграционной ситуации.................... 79 Возможности социальной реструктуризации проблемных территорий ......................................................... 82 Предложения о правовом регулировании территориального развития Арктической зоны России .......................................................................................... 83 Инструменты региональной политики. Недостатки существующей нормативной базы как основы инструментов разработки и реализации региональной политики ................................................................................... 86 Целевые программы: типы и масштабы. Правовая база разработки и реализации федеральных и региональных программ и опыт ее реализации ........................................... 91 Проблемы выработки и использования инструментов региональной политики. Нормативные предложения. Разработка и реализация стратегий, концепций, прогнозов и программ как инструментов региональной политики. Использование инструментов планирования .......................................................................... 100 Проблемы взаимодействий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ........................ 106 Проблемы информационного обеспечения. Нормативные предложения ................................................. 113 Учет в принятии государственных решений территориального измерения .............................................. 120 4
Стр.5
Сокращение межрегиональных разрывов развитости путем дифференциации налогообложения и дополнительного инвестирования «проблемных» регионов. Математическое моделирование возможностей ...................................................................................122 Ограниченные возможности использования советского и зарубежного опыта .................................... 139 Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды управления в региональной политике (управленческий телескоп) ............................................... 141 Заключение ............................................................................ 146 Приложение 1 Проблемно-управленческая матрица «Государственная региональная экономическая политика России» ............ 150 Приложение 2 Постановка задачи разработки проекта Федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации полномочий по вопросам совместного ведения» ............................................................ 164 Приложение 3 Постановка задачи разработки проекта Федерального закона «Об участии субъектов Российской Федерации в федеральном законотворчестве» ..................................... 167 Вкладка Проблемно-управленческое дерево государственной региональной экономической политики Литература ............................................................................. 172 5
Стр.6
Введение В России, как в государстве, расположенном на огромной территории и устроенном на федеративных началах, региональный фактор играет чрезвычайно существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии страны. В настоящее время в России формируется принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом, территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем, среди которых особенно выделяются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, кардинальное изменение условий размещения производства и функционирования поселений. Происходит кардинальная смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре оставшейся в границах нынешней Российской Федерации части бывшей территории СССР. В числе новых региональных реалий следует отметить: гипертрофию северных территорий с экстремальными условиями проживания населения и ведения хозяйственной деятельности (две трети территории современной России занимает зона вечной мерзлоты); потерю основных выходов в бассейны Балтийского и Черного морей и связанное отчасти с этим возрастание роли тихоокеанских и северных портов; усиление экономического тяготения Восточно-Сибирских и Дальневосточных территорий к странам Азиатско-тихоокеанского региона; увеличение числа приграничных регионов; появление эксклавной территории. Качественно новыми по содержанию и формам стали отношения региональных и местных властей с хозяйствующими на их территориях субъектами рынка. Региональные и местные власти стремятся к усилению своего регулятивного воздействия на наиболее крупные (градообразующие) или экономически перспективные (эффективные) предприятия региона 6
Стр.7
путем прямого участия в их приватизации и управлении ими (например, путем вхождения в состав руководящих органов), а также посредством оказания им финансовой поддержки в виде субсидий из региональных бюджетов или предоставления льгот по региональным и местным налогам. В свою очередь, руководители наиболее мощных предприятий (прежде всего, нефтегазовых и металлургических корпораций) в стремлении обеспечить своим экономическим интересам режим наибольшего территориального благоприятствования усиливают политическое влияние на региональные и местные власти путем продвижения в них своих представителей или демонстрируют им свою лояльность, финансируя социально значимые проекты региональных и местных властей. Усиление тесноты властно-хозяйственных отношений (вплоть до сращивания власти и капитала) имеет своими негативными последствиями разрастание коррупции в региональных и местных органах власти и «приватизацию» отдельных (особенно сырьевых) регионов крупными корпорациями, владельцы которых в ряде случаев становятся даже региональными лидерами. Исходно высокие территориальные различия в России дополнительно усилились в результате многолетнего системного кризиса и тотального реформирования. Кризис и реформы во многих случаях усиливали негативные последствия друг друга, и потому именно в последнее десятилетие обострилась до крайних пределов неравномерность развития российских регионов. Этот неблагоприятный фон послужил катализатором процессов территориальной дезинтеграции страны, перехода значительной части ее территории в состояние устойчивой депрессии. Территориальная дифференциация провоцировалась также скоротечной и неупорядоченной федерализацией страны, которая привела к возникновению значительных напряжений по многим направлениям государственно-территориальных отношений, обычно характеризуемым как противоречия между федеральным Центром и регионами1 . Атрибутом нового 1 Регион — географическое пространство в границах, устанавливаемых: а) в соответствии с задачами конкретного исследования, б) в целях регулирования социально-экономических и иных общественно значимых 7
Стр.8
российского федерализма стали межрегиональные противоречия, проявляющиеся как в политической сфере (сосуществование двух разностатусных де-факто типов регионов — национально-государственных республик и остальных «обычных» субъектов Федерации, наличие «сложносоставных» субъектов Федерации), так и в экономической сфере (конкуренция регионов за финансовую поддержку из федерального бюджета, за привлечение инвестиций, за продвижение на рынок продукции «собственных» предприятий и т. д.). Все эти в общих чертах обозначенные обстоятельства, диспропорции в региональном развитии России диктуют необходимость формирования концептуально новой комплексной и последовательной региональной политики с правильным выявлением проблем регионального развития, причин их возникновения и формирование ценностей политики регионов, целей и задач и соответственно планомерная их реализация. Под ценностями региональной политики2 понимаются: достойный уровень жизни граждан, независимо от региона проживания; равные гарантии реализации прав и свопроцессов, в) в целях территориального охвата каким-либо общественно значимым институтом (судебные округа, школьные округа и т.п.), г) в целях разработки и реализации территориально ориентированной деятельности бизнеса (формирование региональных рынков, территориальная экспансия корпораций и т. д.), д) в целях проведения разовых политических кампаний (избирательных и др.) или обозначения территориально опосредованных интересов («красный пояс» первой половины 1990-х гг. и т. п.), е) в особых ситуациях (зона экологического бедствия, военных действий и т. п.). Для решения задач государственного и муниципального управления границы регионов устанавливаются в ареале деятельности соответствующих административно-территориальных органов (федеральные округа, субъекты РФ, различные муниципальные образования). В России с начала 1990-х гг. и до настоящего времени термин «регион» обычно выступает синонимом словосочетания «субъект Российской Федерации (субъект Федерации, субъект РФ и др. 2 Под государственной региональной политикой в настоящей работе понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по управлению пропорциями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и решению проблем регионального развития. 8
Стр.9
бод граждан во всех субъектах РФ; сбалансированная заселенность территории страны. Ценностными целями региональной политики являются: сбалансированность экономического и социального развития регионов, политическая устойчивость и территориальная целостность России, социально-экономическое развитие одних территорий без ущерба для других, реабилитация проблемных территорий. Содержание региональной политики состоит в разработке и реализации федеральными, региональными и местными органами власти решений, видоизменяющих структуру и параметры территориальной организации общества, способствующих установлению нового баланса между размещением экономики и системой расселения и расширяющих возможности экономически оправданного и социально приемлемого функционирования регионов, городов и сел России. Основными принципами разработки и реализации региональной политики являются: реалистичность оценок и системность диагностики региональных ситуаций и региональных проблем; конструктивность и обеспеченность ресурсами предлагаемых решений на всех территориальных уровнях; конституционность и законность всех предлагаемых в этой сфере действий. − − − Объектом региональной политики являются региональные ситуации, которые требуют корректировки со стороны государственной власти, и региональные проблемы, решение которых признается общественно значимым и приоритетным. При этом под региональной ситуацией понимается сложившееся сочетание важнейших параметров состояния какой-либо территориальной системы (субъекта РФ, муниципального образования, городской агломерации, населенного пункта и др.), а также условий и обстоятельств, определяющих такое состояние3 . 3 Для объективной характеристики любой региональной ситуации требуется привлечение огромного массива разноплановой информации и использование индивидуализированных (адекватных типу территориальной системы) методов ее агрегирования и анализа. 9
Стр.10
Региональной проблемой предлагается считать конкретное явление (процесс) политического, экономического и социального характера, создающее риск для нормального функционирования территориальной системы, вызывающее напряженность в соответствующем сообществе, а потому требующее ответной реакции — регулятивных действий федеральных, субфедеральных или местных органов власти и управления. Специфика содержания и объекта региональной политики требует особых методов ее разработки и реализации. Региональная политика является одним из самых сложных объектов государственного управления. К сожалению, до сих пор даже те действия, которые считаются ориентированными преимущественно на решение региональных проблем (дотации и субвенции из федерального бюджета на «выравнивание» бюджетной обеспеченности, целевые программы и т. п.) никогда не рассматривались в контексте системных представлений о сути территориального развития и о весьма сложных прямых и обратных связях собственно региональных (городских, районных) структур с экономической, инвестиционной, инновационной и иной деятельностью. В настоящее время в России главной проблемой разработки и реализации региональной политики является не столько слабый государственный интерес к этому вопросу и не дефицит ресурсов, сколько отсутствие новой парадигмы территориальной организации общества, технократическое или упрощенно экономизированное представление о смысле и возможностях региональных ситуаций и проблем регулирования. Именно поэтому представляется актуальной разработка исходных концептуально-стратегических положений о территориальной организации общества в переходный период, о сути территориального развития, о принципиальной возможности и первоочередных задачах его государственного регулирования. Авторы монографии выражают благодарность А.Р. Бахтизину, С.М. Строгановой за предоставленные материалы, полезные консультации и помощь в работе. 10
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.