ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА
И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ
ИНВЕСТИЦИОННОКРЕДИТНЫЙ
ФОНД
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
Государственный
внебюджетный
инвестиционно-кредитный
фонд:
восстановление монетизации
и инвестиционная подкачка
развития экономики России
Москва
Научный эксперт
2008
Стр.2
УДК 330.322.01:336.77
ББК 65.9(2Рос)-56+65.262.2
Г 72
Авторский коллектив: С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова,
В.В. Симонов, И.Р. Ахметзянова, О.С. Бабченко, А.Р. Бахтизин, И.Ю. Колесник,
М.Ю. Погорелко, А.С. Сулакшина.
Г 72
Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд:
восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития
экономики России. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — 184 с.
ISBN 978-5-91290-034-1
В работе, выполненной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования (научный руководитель —
В.И. Якунин), рассмотрено современное состояние государственной инвестиционной
политики в России, ее особенности и основные просчеты,
а также предложена схема их устранения путем создания Государственного
внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда РФ.
Отличительная черта монографии — конкретные предложения по
совершенствованию российского законодательства в виде проектов федеральных
законов, постановлений Правительства РФ.
Книга может быть рекомендована представителям органов законодательной
и исполнительной власти, руководителям государственных
структур, предпринимателям, научным работникам, аспирантам, студентам,
преподавателям юридических и экономических специальностей,
а также всем, интересующимся современными правовыми и экономическими
проблемами инвестиционного стимулирования развития экономики
России.
УДК 330.322.01:336.77
ББК 65.9(2Рос)-56+65.262.2
© С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова
и др., 2008.
ISBN 978-5-91290-034-1
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2008
Стр.3
Содержание
Введение ..............................................................................................................6
Глава 1. Об актуальности задачи становления
и совершенствования государственного
инвестиционного механизма .................................................11
1.1. Состояние государственной инвестиционной политики
в России ............................................................................................... 11
1.2. Зарубежный опыт осуществления государственной
инвестиционной политики ............................................................. 26
1.3. Цели и задачи государственной инвестиционной
политики в Российской Федерации .............................................. 37
Глава 2. Организационно-управленческая модель
функционирования государственного
инвестиционного механизма .................................................44
2.1. Государственное инвестиционное прогнозирование
и программирование ........................................................................ 44
2.2. Модификация статуса Центрального банка
Российской Федерации в целях содействия
экономическому росту ..................................................................... 50
2.3. Зарубежный опыт регулирования целей
функционирования центральных банков ................................... 54
2.4. Основные характеристики предлагаемого
Государственного внебюджетного
инвестиционно-кредитного фонда РФ ........................................ 65
3
Стр.4
Глава 3. Отдельные вопросы функционирования
Государственного внебюджетного
инвестиционно-кредитного фонда РФ .............................79
3.1. Правовой статус ГВИКФ .................................................................. 79
3.2. Взаимодействие ГВИКФ и органов государственной
власти (федеральных и региональных) ....................................... 87
3.3. Взаимодействие ГВИКФ и Центрального банка
Российской Федерации (описание механизма эмиссии) ......... 91
3.4. Взаимодействие ГВИКФ и коммерческих банков ...................... 92
Глава 4. Проектное предложение «Восстановление
монетизации российской экономики и переход
к стимулированному и управляемому
экономическому развитию» ...................................................96
4.1. Пояснительная записка к проектному предложению
«Восстановление монетизации российской экономики
и переход к стимулированному и управляемому
экономическому развитию» ........................................................... 96
4.2. Проект Федерального закона «О Государственном
внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде
Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 102
4.3. Проект Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона
«О Государственном внебюджетном
инвестиционно-кредитном фонде Российской
Федерации (ГВИКФ)» ..................................................................... 123
4.4. Пояснительная записка к проектам федеральных
законов «О Государственном внебюджетном
инвестиционно-кредитном фонде Российской
Федерации (ГВИКФ)» и «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона
«О Государственном внебюджетном инвестиционнокредитном
фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» ............ 132
4
Стр.5
4.5. Финансово-экономическое обоснование к проектам
федеральных законов «О Государственном внебюджетном
инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации
(ГВИКФ)» и «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием Федерального закона «О Государственном
внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде
Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 137
4.6. Проект постановления Правительства Российской
Федерации «Об утверждении устава Государственного
внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда
Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 141
4.7. Проект постановления Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в Положение
о Министерстве экономического развития Российской
Федерации» ....................................................................................... 167
Заключение ....................................................................................................170
Литература .....................................................................................................172
Стр.6
Введение
Одним из наиболее универсальных целеполаганий экономической
политики для различных стран и в разные исторические
периоды в большинстве случаев является валовый экономический
рост, измеряемый обычно валовым внутренним продуктом (ВВП).
ВВП — это объем товаров и услуг, производимых на национальной
территории. Занятость, доходы населения и его уровень жизни зависят
от уровня ВВП. Рост ВВП определяется прежде всего инвестициями.
В Китае, например, где ВВП уже не первое десятилетие
растет темпами от 10 до 20% в год, доля инвестиций к ВВП составляет
46%. В ведущих промышленно развитых странах мира этот
показатель составляет 25–30%, в России же — всего 18%.
Темпы роста российского ВВП, по данным многих исследователей,
связаны то с эффектом девальвации рубля в 1998 г., то с
восстановлением загрузки простаивающих предприятий после
резкого падения производства в 1990-е гг., когда ВВП сократился
на 50%, то с необыкновенным везением в виде взлета мировых
цен на нефть и газ.
Однако устойчивый рост ВВП во временнóй перспективе,
как аксиома, связан с эффективной работой инвестиционного
механизма. Россия, как и любая другая страна, нуждается в инвестициях.
Именно поэтому постоянным политическим рефреном
звучит тезис об инвестиционном климате, о международных
инвестиционных рейтингах России и ее крупнейших компаний.
Расчеты, социологические опросы показывают, что необходимо
как минимум удвоить общий объем инвестиций. Искомые суммы
составляют от 50 млрд до 100 млрд долл. и более ежегодно.
Принципиален вопрос в рамках официально проводимой политики
финансовой стабилизации: возможно ли наращивать в
стране подобного масштаба денежное предложение? Не возникнет
ли инфляционных последствий, во имя борьбы с которыми
уже длительное время проводится сжатие денежного предложения,
внутреннего платежеспособного спроса, создан инструмент
финансовой стерилизации — стабилизационный фонд, ограничение
доли оплаты труда в ВВП на уровне в два с лишним
раза меньше мировых стандартов? Иными словами, возможна ли
6
Стр.7
активная инвестиционная политика в условиях монетаристского
выбора, отвергающего в принципе стимулированное государством
инвестирование как способ экономического развития?
Существует системный принцип рыночной ценовой саморегуляции,
заключающийся в том, что инфляция (рост потребительских
цен) зависит от баланса спроса и предложения. В рамках
монетаристского выбора в этом балансе сокращается спрос,
причем сокращается, естественно, также и развитие.
Но уравнение баланса симметрично! Можно добиваться того
же результата, наращивая предложение, инвестиции. Решая при
этом еще и задачи развития, роста ВВП, занятости, доходов населения,
т. е., по существу, всего спектра неотъемлемых задач государства.
В
данной работе предпринята попытка обосновать именно
такой ключевой выбор в российской экономической политике.
При этом исходный пункт разработки проблемы основывается
на тезисе о том, что опасения по поводу роста инфляции в случае
проведения активной инвестиционной политики сильно преувеличены.
Если денежное предложение имеет инвестиционную
природу и адресацию, то инфляция даже уменьшается. И не только
в теории, но и исходя из опыта многих стран мира. В новейшей
экономической истории России корреляционный анализ показывает,
что прирост денежной массы (агрегат М2, доля которого в
ВВП в России составляет около 30%, а в Китае — 215%) действительно
ведет к снижению инфляции (рис. 1).
Но возникают и ключевые вопросы.
Как именно восстановить необходимый объем оборотной денежной
массы в стране в условиях, когда она должна возрасти в
три и более раза, что является очень масштабной макроэкономической
задачей?
Как осуществить это наращивание денежной массы именно в
инвестиционном контуре, сохраняя инвестиционный характер и
адресацию средств, уберегая их от обналичивания, разворовывания,
перекачки на потребительский рынок и т. д.?
Наконец, каковы должны быть национально доступные источники
средств в десятки млрд долл. в год, механизмы их доведения
до получателей при том, что получатели — это и крупнейший
бизнес, и естественные монополии, и субъекты малого и среднего
7
Стр.8
0,6
0,8
1,0 R
0,2
0,4
0,0
,6
,4
,2
,0
,8
0
1
2
3
4
5
6
лаг времени, лет
Рис. 1. Коэффициент корреляции объема денежной массы (М2/ВВП)
и индекса инфляции в России (1991–2006 гг.): очевиден факт, что
в реальных условиях денежного дефицита вследствие монетаристских
усилий рост денежного предложения только уменьшает инфляцию
предпринимательства, и население, т. е. в условиях множественности
и сетевого характера распределения получателей средств, в
том числе в регионах?
Именно на поставленные вопросы даются ответы в данной
работе, исходящей как из строго теоретических позиций, так и
из опыта стран мира и собственного российского поучительного
опыта, а главное — учитываются реально имеющиеся в стране
возможности.
Формула решения заключается в необходимости и возможности
создания, наряду с тремя существующими государственными
внебюджетными фондами (пенсионным, обязательного
медицинского страхования, социального страхования), четвертого
— Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного
фонда Российской Федерации (ГВИКФ).
Основные цели создания такого фонда — восстановление
рабочего состояния монетизации финансовой системы страны,
инвестиционная подкачка и инноватизация экономического раз8
Стр.9
вития, управление пропорциями экономической развитости в
отраслевом и региональном измерении, повышение конкурентоспособности
национального производителя, решение крупных
социальных задач — обеспечения населения доступным жильем,
а также развития малого и среднего предпринимательства — основы
формирования «среднего класса».
Разработанный механизм актуализирует для экономического
развития золотовалютные резервы (ЗВР) страны, эмиссионную
функцию Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ),
стимулированное синдицирование государственных и частных
финансовых ресурсов.
Перечень основных задач, решаемых при проектировании
стимулирующего экономическое развитие инвестиционного механизма,
включает:
1) трансформацию эмитируемых ЦБ РФ финансовых средств
и части ЗВР в инвестиционные кредитные ресурсы;
2) увязку функционирования существующих Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния (и его источников),
Инвестиционного фонда, инвестиционной части федерального
бюджета с целями, задачами и механизмом деятельности
вновь создаваемого внебюджетного фонда;
3) выбор механизма и институциональной формы инвестиционно-кредитного
вливания в экономику дополнительных
масштабных средств, гарантирующих адресный и целевой
характер инвестирования, инфляционную и коррупционную
устойчивость;
4) обустройство политического (государственного) администрирования
предлагаемого внебюджетного фонда с учетом
необходимости согласования его работы с общественными
и региональными группами интересов;
5) доведение инвестиционных кредитных средств до всего
множества получателей, в том числе в регионах, субъектов
малого и среднего предпринимательства, а также населения
(для строительства жилья);
6) активизацию частных финансов в контексте работы нового
инвестиционно-кредитного механизма (ГВИКФ);
7) учет интересов коммерческих банков и активизацию механизма
банковской депозитно-кредитной мультипликации.
9
Стр.10
Более четырех лет участники авторского коллектива всесторонне
апробировали идею создания такого инвестиционно-кредитного
механизма, спорили и подвергали критике оппонентов,
корректировали и уточняли его концепцию, и теперь с полной
ответственностью могут заявить о ее состоятельности.
В настоящей работе предложены согласованные решения
указанных задач в виде проектного предложения, включающего
предполагаемые к принятию нормативные правовые акты «под
ключ», а также необходимые пояснения к ним, адресованного
представителям органов государственной власти и претендующего
на реализацию в практике государственного управления.
Мы искренне надеемся, что в России найдутся силы, способные
взять на себя подобный груз ответственности и имеющие
решимость переломить ход истории, открыв новые возможности
для социально-экономического развития нашей страны.
Авторы выражают благодарность В.А. Гамзе, М.А. Абрамовой,
Б.Н. Порфирьеву, С.Н. Сильвестрову за ценные замечания,
полученные в ходе рабочих обсуждений предлагаемого исследования.
Стр.11