Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659225)
Контекстум

Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России (91,00 руб.)

0   0
АвторыКоллектив авторов
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц185
ID136866
АннотацияВ работе, выполненной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель - В.И.Якунин), рассмотрено современное состояние государственной инвестиционной политики в России, ее особенности и основные просчеты, а также предложена схема их устранения путем создания Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда РФ. Отличительная черта монографии - конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства в виде проектов федеральных законов, постановлений Правительства РФ.
Кому рекомендованоКнига может быть рекомендована представителям органов законодательной и исполнительной власти, руководителям государственных структур, предпринимателям, научным работникам, аспирантам, студентам, преподавателям юридических и экономических специальностей.
ISBN978-5-91290-034-1 (Научный эксперт)
УДК330.322.01:336.77
ББК65.9(2Рос)-56+65.262.2
Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России : монография / Коллектив авторов .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2008 .— 185 с. — кол. авт.: С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова и др.; Центр пробл. анализа и гос.-управл. проектир.; библиогр. - с. 172-183 .— ISBN 978-5-91290-034-1 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/136866 (дата обращения: 09.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

15 (подъезд 1, этаж 5) Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Тел./ факс: (495) 9815703, 9815704, 9815709 Email: frpc@cea.ru., www.rusrand.ru ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННОКРЕДИТНЫЙ ФОНД Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России Москва Научный эксперт 2008 УДК 330.322.01:336.77 ББК 65.9(2Рос)-56+65.262.2 Г 72 Авторский коллектив: С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова, <...> Г 72 Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России. <...> Книга может быть рекомендована представителям органов законодательной и исполнительной власти, руководителям государственных структур, предпринимателям, научным работникам, аспирантам, студентам, преподавателям юридических и экономических специальностей, а также всем, интересующимся современными правовыми и экономическими проблемами инвестиционного стимулирования развития экономики России. <...> Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционнокредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» ............ 132 4 <...> Не возникнет ли инфляционных последствий, во имя борьбы с которыми уже длительное время проводится сжатие денежного предложения, внутреннего платежеспособного спроса, создан инструмент финансовой стерилизации — стабилизационный фонд, ограничение доли оплаты труда в ВВП на уровне в два с лишним раза меньше мировых стандартов? <...> Иными словами, возможна ли 6 активная инвестиционная <...>
Государственный_внебюджетный_инвестиционно-кредитный_фонд_восстановление_монетизации_и_инвестиционная_подкачка_развития_экономики_России.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННОКРЕДИТНЫЙ ФОНД
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России Москва Научный эксперт 2008
Стр.2
УДК 330.322.01:336.77 ББК 65.9(2Рос)-56+65.262.2 Г 72 Авторский коллектив: С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова, В.В. Симонов, И.Р. Ахметзянова, О.С. Бабченко, А.Р. Бахтизин, И.Ю. Колесник, М.Ю. Погорелко, А.С. Сулакшина. Г 72 Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — 184 с. ISBN 978-5-91290-034-1 В работе, выполненной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель — В.И. Якунин), рассмотрено современное состояние государственной инвестиционной политики в России, ее особенности и основные просчеты, а также предложена схема их устранения путем создания Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда РФ. Отличительная черта монографии — конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства в виде проектов федеральных законов, постановлений Правительства РФ. Книга может быть рекомендована представителям органов законодательной и исполнительной власти, руководителям государственных структур, предпринимателям, научным работникам, аспирантам, студентам, преподавателям юридических и экономических специальностей, а также всем, интересующимся современными правовыми и экономическими проблемами инвестиционного стимулирования развития экономики России. УДК 330.322.01:336.77 ББК 65.9(2Рос)-56+65.262.2 © С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Е.С. Сазонова и др., 2008. ISBN 978-5-91290-034-1 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2008
Стр.3
Содержание Введение ..............................................................................................................6 Глава 1. Об актуальности задачи становления и совершенствования государственного инвестиционного механизма .................................................11 1.1. Состояние государственной инвестиционной политики в России ............................................................................................... 11 1.2. Зарубежный опыт осуществления государственной инвестиционной политики ............................................................. 26 1.3. Цели и задачи государственной инвестиционной политики в Российской Федерации .............................................. 37 Глава 2. Организационно-управленческая модель функционирования государственного инвестиционного механизма .................................................44 2.1. Государственное инвестиционное прогнозирование и программирование ........................................................................ 44 2.2. Модификация статуса Центрального банка Российской Федерации в целях содействия экономическому росту ..................................................................... 50 2.3. Зарубежный опыт регулирования целей функционирования центральных банков ................................... 54 2.4. Основные характеристики предлагаемого Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда РФ ........................................ 65 3
Стр.4
Глава 3. Отдельные вопросы функционирования Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда РФ .............................79 3.1. Правовой статус ГВИКФ .................................................................. 79 3.2. Взаимодействие ГВИКФ и органов государственной власти (федеральных и региональных) ....................................... 87 3.3. Взаимодействие ГВИКФ и Центрального банка Российской Федерации (описание механизма эмиссии) ......... 91 3.4. Взаимодействие ГВИКФ и коммерческих банков ...................... 92 Глава 4. Проектное предложение «Восстановление монетизации российской экономики и переход к стимулированному и управляемому экономическому развитию» ...................................................96 4.1. Пояснительная записка к проектному предложению «Восстановление монетизации российской экономики и переход к стимулированному и управляемому экономическому развитию» ........................................................... 96 4.2. Проект Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 102 4.3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» ..................................................................... 123 4.4. Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционнокредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» ............ 132 4
Стр.5
4.5. Финансово-экономическое обоснование к проектам федеральных законов «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 137 4.6. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении устава Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда Российской Федерации (ГВИКФ)» .............................................. 141 4.7. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» ....................................................................................... 167 Заключение ....................................................................................................170 Литература .....................................................................................................172
Стр.6
Введение Одним из наиболее универсальных целеполаганий экономической политики для различных стран и в разные исторические периоды в большинстве случаев является валовый экономический рост, измеряемый обычно валовым внутренним продуктом (ВВП). ВВП — это объем товаров и услуг, производимых на национальной территории. Занятость, доходы населения и его уровень жизни зависят от уровня ВВП. Рост ВВП определяется прежде всего инвестициями. В Китае, например, где ВВП уже не первое десятилетие растет темпами от 10 до 20% в год, доля инвестиций к ВВП составляет 46%. В ведущих промышленно развитых странах мира этот показатель составляет 25–30%, в России же — всего 18%. Темпы роста российского ВВП, по данным многих исследователей, связаны то с эффектом девальвации рубля в 1998 г., то с восстановлением загрузки простаивающих предприятий после резкого падения производства в 1990-е гг., когда ВВП сократился на 50%, то с необыкновенным везением в виде взлета мировых цен на нефть и газ. Однако устойчивый рост ВВП во временнóй перспективе, как аксиома, связан с эффективной работой инвестиционного механизма. Россия, как и любая другая страна, нуждается в инвестициях. Именно поэтому постоянным политическим рефреном звучит тезис об инвестиционном климате, о международных инвестиционных рейтингах России и ее крупнейших компаний. Расчеты, социологические опросы показывают, что необходимо как минимум удвоить общий объем инвестиций. Искомые суммы составляют от 50 млрд до 100 млрд долл. и более ежегодно. Принципиален вопрос в рамках официально проводимой политики финансовой стабилизации: возможно ли наращивать в стране подобного масштаба денежное предложение? Не возникнет ли инфляционных последствий, во имя борьбы с которыми уже длительное время проводится сжатие денежного предложения, внутреннего платежеспособного спроса, создан инструмент финансовой стерилизации — стабилизационный фонд, ограничение доли оплаты труда в ВВП на уровне в два с лишним раза меньше мировых стандартов? Иными словами, возможна ли 6
Стр.7
активная инвестиционная политика в условиях монетаристского выбора, отвергающего в принципе стимулированное государством инвестирование как способ экономического развития? Существует системный принцип рыночной ценовой саморегуляции, заключающийся в том, что инфляция (рост потребительских цен) зависит от баланса спроса и предложения. В рамках монетаристского выбора в этом балансе сокращается спрос, причем сокращается, естественно, также и развитие. Но уравнение баланса симметрично! Можно добиваться того же результата, наращивая предложение, инвестиции. Решая при этом еще и задачи развития, роста ВВП, занятости, доходов населения, т. е., по существу, всего спектра неотъемлемых задач государства. В данной работе предпринята попытка обосновать именно такой ключевой выбор в российской экономической политике. При этом исходный пункт разработки проблемы основывается на тезисе о том, что опасения по поводу роста инфляции в случае проведения активной инвестиционной политики сильно преувеличены. Если денежное предложение имеет инвестиционную природу и адресацию, то инфляция даже уменьшается. И не только в теории, но и исходя из опыта многих стран мира. В новейшей экономической истории России корреляционный анализ показывает, что прирост денежной массы (агрегат М2, доля которого в ВВП в России составляет около 30%, а в Китае — 215%) действительно ведет к снижению инфляции (рис. 1). Но возникают и ключевые вопросы. Как именно восстановить необходимый объем оборотной денежной массы в стране в условиях, когда она должна возрасти в три и более раза, что является очень масштабной макроэкономической задачей? Как осуществить это наращивание денежной массы именно в инвестиционном контуре, сохраняя инвестиционный характер и адресацию средств, уберегая их от обналичивания, разворовывания, перекачки на потребительский рынок и т. д.? Наконец, каковы должны быть национально доступные источники средств в десятки млрд долл. в год, механизмы их доведения до получателей при том, что получатели — это и крупнейший бизнес, и естественные монополии, и субъекты малого и среднего 7
Стр.8
0,6 0,8 1,0 R 0,2 0,4 0,0 ,6 ,4 ,2 ,0 ,8 0 1 2 3 4 5 6 лаг времени, лет Рис. 1. Коэффициент корреляции объема денежной массы (М2/ВВП) и индекса инфляции в России (1991–2006 гг.): очевиден факт, что в реальных условиях денежного дефицита вследствие монетаристских усилий рост денежного предложения только уменьшает инфляцию предпринимательства, и население, т. е. в условиях множественности и сетевого характера распределения получателей средств, в том числе в регионах? Именно на поставленные вопросы даются ответы в данной работе, исходящей как из строго теоретических позиций, так и из опыта стран мира и собственного российского поучительного опыта, а главное — учитываются реально имеющиеся в стране возможности. Формула решения заключается в необходимости и возможности создания, наряду с тремя существующими государственными внебюджетными фондами (пенсионным, обязательного медицинского страхования, социального страхования), четвертого — Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда Российской Федерации (ГВИКФ). Основные цели создания такого фонда — восстановление рабочего состояния монетизации финансовой системы страны, инвестиционная подкачка и инноватизация экономического раз8
Стр.9
вития, управление пропорциями экономической развитости в отраслевом и региональном измерении, повышение конкурентоспособности национального производителя, решение крупных социальных задач — обеспечения населения доступным жильем, а также развития малого и среднего предпринимательства — основы формирования «среднего класса». Разработанный механизм актуализирует для экономического развития золотовалютные резервы (ЗВР) страны, эмиссионную функцию Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), стимулированное синдицирование государственных и частных финансовых ресурсов. Перечень основных задач, решаемых при проектировании стимулирующего экономическое развитие инвестиционного механизма, включает: 1) трансформацию эмитируемых ЦБ РФ финансовых средств и части ЗВР в инвестиционные кредитные ресурсы; 2) увязку функционирования существующих Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (и его источников), Инвестиционного фонда, инвестиционной части федерального бюджета с целями, задачами и механизмом деятельности вновь создаваемого внебюджетного фонда; 3) выбор механизма и институциональной формы инвестиционно-кредитного вливания в экономику дополнительных масштабных средств, гарантирующих адресный и целевой характер инвестирования, инфляционную и коррупционную устойчивость; 4) обустройство политического (государственного) администрирования предлагаемого внебюджетного фонда с учетом необходимости согласования его работы с общественными и региональными группами интересов; 5) доведение инвестиционных кредитных средств до всего множества получателей, в том числе в регионах, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также населения (для строительства жилья); 6) активизацию частных финансов в контексте работы нового инвестиционно-кредитного механизма (ГВИКФ); 7) учет интересов коммерческих банков и активизацию механизма банковской депозитно-кредитной мультипликации. 9
Стр.10
Более четырех лет участники авторского коллектива всесторонне апробировали идею создания такого инвестиционно-кредитного механизма, спорили и подвергали критике оппонентов, корректировали и уточняли его концепцию, и теперь с полной ответственностью могут заявить о ее состоятельности. В настоящей работе предложены согласованные решения указанных задач в виде проектного предложения, включающего предполагаемые к принятию нормативные правовые акты «под ключ», а также необходимые пояснения к ним, адресованного представителям органов государственной власти и претендующего на реализацию в практике государственного управления. Мы искренне надеемся, что в России найдутся силы, способные взять на себя подобный груз ответственности и имеющие решимость переломить ход истории, открыв новые возможности для социально-экономического развития нашей страны. Авторы выражают благодарность В.А. Гамзе, М.А. Абрамовой, Б.Н. Порфирьеву, С.Н. Сильвестрову за ценные замечания, полученные в ходе рабочих обсуждений предлагаемого исследования.
Стр.11