Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Иностилевые элементы в структуре авторской речи произведений Н. Лескова (рассказ «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID136849
АннотацияРассказ Н. Лескова «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме» был помечен в заголовке как «рассказ кстати». Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Иностилевые элементы в структуре авторской речи произведений Н. Лескова (рассказ «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме») / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136849 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иностилевые элементы в структуре авторской речи произведений <...> (рассказ «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Рассказ Н. Лескова <...> Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. <...> Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован 20 лет спустя) 1. <...> У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». <...> Благодаря этому композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической дискретностью: в структуру авторской речи вживляются цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической тональности. <...> Так создается мотивировка введения в структуру текста рассказа элементов официально-делового и научного стилей. <...> Природная наблюдательность и внимание «автора» к провинциальной орловской жизни, сразу выводят его на весьма примечательное и важное для идейного содержания рассказа сравнение – с похожим случаем из воспоминаний детства: «В ранней моей молодости я помню, как в Орле, кажется, около четырнадцати лет, производилось дело о вырубке казенного леса в Карачевском или в Трубачевском уезде. <...> «Авторские» воспоминания задают именно такой тон, который явен в намеке на явную судебную ошибку: человек, известный всем как благочестивый христианин, настолько честный, что в условиях тюрьмы это даже перешло в «легендарную скупость», вряд ли мог похитить добро, за которое <...>
Иностилевые_элементы_в_структуре_авторской_речи_произведений_Н._Лескова_(рассказ_«Загадочное_происшествие_в_сумасшедшем_доме»)_.pdf
Иностилевые элементы в структуре авторской речи произведений Н. Лескова (рассказ «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Рассказ Н. Лескова «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме» впервые вышел в свет на страницах журнала «Новь», в 1884 году, и был помечен в заголовке как «рассказ кстати». Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован 20 лет спустя)1. У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». Благодаря этому композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической дискретностью: в структуру авторской речи вживляются цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической тональности. Вступительная часть рассказа определяет мотив обращения к теме художественного исследования: «Печать лучше, чем что-либо иное может послужить сверке и оценке всяких мнений – как ошибочных, так и обстоятельных. Одним из лучших способов для этого служат сравнения, которых много можно привести из так называемых «памятей» о делах «доброго старого времени». Разумею не то настоящее «старое время», каким почитается в нашей истории до-Петровский период, а собственно время, предшествовавшее введению судебной реформы, которое нынче часто тоже называют «старым»3. Рассуждения «автора» о «добром старом времени» наводят читателя на мысль, что так называемое «новое» судопроизводство ничего не дало русскому обществу, никаких гарантий справедливого правосудия. Можно ли путем судебных реформ добиться этого? «Автор», представленный писателем как человек, близкий ему по некоторым биографическим чертам, увлекается загадочностью уникального случая из судебной практики и, как человек, интересующийся «научными загадками», предпринимает самостоятельное, не профессиональное расследование, опираясь именно на методы «научного познания». Так создается мотивировка введения в структуру текста рассказа элементов официально-делового и научного стилей. Природная наблюдательность и внимание «автора» к провинциальной орловской жизни, сразу выводят его на весьма примечательное и важное для идейного содержания рассказа сравнение – с похожим случаем из воспоминаний детства: «В ранней моей молодости я помню, как в Орле, кажется, около четырнадцати лет, производилось дело о вырубке казенного леса в Карачевском или в Трубачевском уезде. В этом преступлении и грабеже казны на огромную, по-тогдашнему, сумму подозревался и изобличался местный лесничий по фамилии Красовский, - человек уже очень старый, набожный и постник, джентльмен, с совершенно белой головой, всегда тщательно выбритый и причесанный. Я помню, когда его водили из острога с двумя часовыми мимо так называемого губернаторского сада, где я играл во дни моего детства.
Стр.1