Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659168)
Контекстум

Жанровое своеобразие и композиционное строение текста произведения Н. Лескова «Сошествие во ад»

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID136846
АннотацияПроизведение Н. Лескова «Сошествие во ад» имеет определенную жанровую характеристику – «апокрифическое сказание». При выборе жанра Н. Лескова интересовала тесная связь апокрифической литературы с устным христианским церковным преданием, ее занимательность, «фантастичность», вариативность содержания. Он использует стилизацию под апокрифическое сказание с целью вернуться к Началу, к источнику духовного опыта, чтобы творчески приложить его к современной действительности.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Жанровое своеобразие и композиционное строение текста произведения Н. Лескова «Сошествие во ад» / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136846 (дата обращения: 08.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жанровое своеобразие и композиционное строение текста произведения Н. Лескова <...> «Сошествие во ад» Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Произведение Н. Лескова <...> «Сошествие во ад» имеет определенную жанровую характеристику – «апокрифическое сказание», что явствует из самого подзаголовка. <...> Влияние на литературу богатой православной культуры, данной нам как в устной, так и письменной традиции, очевидным оказывается на примере творчества многих русских писателей и поэтов, в числе которых Ф. Достоевский <...> Понятие «апокриф» обычно толкуется следующим образом: «древнее произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и потому отвергнутое церковью» (1). <...> Но отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания: были книги, которые церковь разрешала читать верующим и которые оказали существенное влияние на догматику и обрядность ортодоксальной церкви. <...> Таковы писания, посвященные матери Иисуса: "История Иакова о рождении Марии", сочинение анонимного автора "Об успении Марии", Евангелие от Никодима (прежде всего та его часть, где рассказывалось о сошествии Христа в ад); к апокрифам относится и многочисленная раннесредневековая литература о христианских мучениках, создававшаяся по образцу деяний отдельных апостолов (некоторые из них продолжали читаться на протяжении всего средневековья, в том числе и на Руси (2), например "Деяния Павла и Феклы"). <...> Как правило, они не имели догматических расхождений с церковным учением, но из-за позднего происхождения и явной фантастичности не были признаны церковью источниками вероучения. <...> Вошедшие в него писания подлежали уничтожению как еретические; в течение последующих веков такие списки возобновлялись, что показывает на тайное (теперь уже действительно тайное!) существование подобных писаний. <...> Содержание апокрифов, как уже отмечалось выше, было порой заимствовано <...>
Жанровое_своеобразие_и_композиционное_строение_текста_произведения_Н._Лескова_«Сошествие_во_ад».pdf
Жанровое своеобразие и композиционное строение текста произведения Н. Лескова «Сошествие во ад» Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Произведение Н. Лескова «Сошествие во ад» имеет определенную жанровую характеристику – «апокрифическое сказание», что явствует из самого подзаголовка. Влияние на литературу богатой православной культуры, данной нам как в устной, так и письменной традиции, очевидным оказывается на примере творчества многих русских писателей и поэтов, в числе которых Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Майков, А. Фет и др. Опирается на эту традицию и Н. Лесков. Понятие «апокриф» обычно толкуется следующим образом: «древнее произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и потому отвергнутое церковью» (1). Все писания, не вошедшие в Новый завет, стали называться апокрифическими. Но отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания: были книги, которые церковь разрешала читать верующим и которые оказали существенное влияние на догматику и обрядность ортодоксальной церкви. К ним относились созданные после утверждения евангельской традиции повествования, ее дополняющие. Таковы писания, посвященные матери Иисуса: "История Иакова о рождении Марии", сочинение анонимного автора "Об успении Марии", Евангелие от Никодима (прежде всего та его часть, где рассказывалось о сошествии Христа в ад); к апокрифам относится и многочисленная раннесредневековая литература о христианских мучениках, создававшаяся по образцу деяний отдельных апостолов (некоторые из них продолжали читаться на протяжении всего средневековья, в том числе и на Руси (2), например "Деяния Павла и Феклы"). Все эти писания наполнены чудесами, в них используются традиционные (особенно для восточных областей) сказочные мотивы, прослеживается связь с фольклором. Как правило, они не имели догматических расхождений с церковным учением, но из-за позднего происхождения и явной фантастичности не были признаны церковью источниками вероучения. Те же книги, чье содержание существенно отличалось от канонических писаний, читать строго запрещалось. Эти книги считались не только апокрифическими, но и запрещенными, "отрешенными". Первый список "отрешенных" книг был составлен в V в. в Восточной Римской империи. Вошедшие в него писания подлежали уничтожению как еретические; в течение последующих веков такие списки возобновлялись, что показывает на тайное (теперь уже
Стр.1