Жанровое своеобразие и композиционное строение текста
произведения Н. Лескова <...> «Сошествие во ад»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Произведение Н. Лескова <...> «Сошествие во ад» имеет определенную
жанровую характеристику – «апокрифическое сказание», что явствует из
самого подзаголовка. <...> Влияние на литературу богатой православной
культуры, данной нам как в устной, так и письменной традиции, очевидным
оказывается на примере творчества многих русских писателей и поэтов, в
числе которых Ф. Достоевский <...> Понятие «апокриф» обычно толкуется следующим образом: «древнее
произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от
официального вероучения и потому отвергнутое церковью» (1). <...> Но
отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания:
были книги, которые церковь разрешала читать верующим и которые оказали
существенное влияние на догматику и обрядность ортодоксальной церкви. <...> Таковы писания, посвященные матери
Иисуса: "История Иакова о рождении Марии", сочинение анонимного автора
"Об успении Марии", Евангелие от Никодима (прежде всего та его часть, где
рассказывалось о сошествии Христа в ад); к апокрифам относится и
многочисленная раннесредневековая литература о христианских мучениках,
создававшаяся по образцу деяний отдельных апостолов (некоторые из них
продолжали читаться на протяжении всего средневековья, в том числе и на
Руси (2), например "Деяния Павла и Феклы"). <...> Как
правило, они не имели догматических расхождений с церковным учением, но
из-за позднего происхождения и явной фантастичности не были признаны
церковью источниками вероучения. <...> Вошедшие в него писания
подлежали уничтожению как еретические; в течение последующих веков
такие списки возобновлялись, что показывает на тайное (теперь уже
действительно тайное!) существование подобных писаний. <...> Содержание апокрифов, как уже отмечалось выше, было порой
заимствовано <...>
Жанровое_своеобразие_и_композиционное_строение_текста_произведения_Н._Лескова_«Сошествие_во_ад».pdf
Жанровое своеобразие и композиционное строение текста
произведения Н. Лескова «Сошествие во ад»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Произведение Н. Лескова «Сошествие во ад» имеет определенную
жанровую характеристику – «апокрифическое сказание», что явствует из
самого подзаголовка. Влияние на литературу богатой православной
культуры, данной нам как в устной, так и письменной традиции, очевидным
оказывается на примере творчества многих русских писателей и поэтов, в
числе которых Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Майков, А. Фет и
др. Опирается на эту традицию и Н. Лесков.
Понятие «апокриф» обычно толкуется следующим образом: «древнее
произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от
официального вероучения и потому отвергнутое церковью» (1). Все писания,
не вошедшие в Новый завет, стали называться апокрифическими. Но
отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания:
были книги, которые церковь разрешала читать верующим и которые оказали
существенное влияние на догматику и обрядность ортодоксальной церкви. К
ним относились созданные после утверждения евангельской традиции
повествования, ее дополняющие. Таковы писания, посвященные матери
Иисуса: "История Иакова о рождении Марии", сочинение анонимного автора
"Об успении Марии", Евангелие от Никодима (прежде всего та его часть, где
рассказывалось о сошествии Христа в ад); к апокрифам относится и
многочисленная раннесредневековая литература о христианских мучениках,
создававшаяся по образцу деяний отдельных апостолов (некоторые из них
продолжали читаться на протяжении всего средневековья, в том числе и на
Руси (2), например "Деяния Павла и Феклы"). Все эти писания наполнены
чудесами, в них используются традиционные (особенно для восточных
областей) сказочные мотивы, прослеживается связь с фольклором. Как
правило, они не имели догматических расхождений с церковным учением, но
из-за позднего происхождения и явной фантастичности не были признаны
церковью источниками вероучения. Те же книги, чье содержание
существенно отличалось от канонических писаний, читать строго
запрещалось. Эти книги считались не только апокрифическими, но и
запрещенными, "отрешенными". Первый список "отрешенных" книг был
составлен в V в. в Восточной Римской империи. Вошедшие в него писания
подлежали уничтожению как еретические; в течение последующих веков
такие списки возобновлялись, что показывает на тайное (теперь уже
Стр.1