АЙЗМАН, Давид Яковлевич [14(26).III.1869, Николаев Херсонской губ.-- 26.IX.1922, Детское
Село) -- прозаик, драматург, публицист. Воспитывался в провинциальной мелкобуржуазной еврейской
семье, жившей в окружении рабочих низов и деклассированного городского люда. Отец А., мелкий
торговец, был хорошим знатоком книг, много и увлеченно читал, печатался в еврейских газетах. В доме
часто звучали имена Бокля, Бюхнера, Писарева, других выдающихся деятелей науки и культуры, велись
бурные диспуты по вопросам философии, политики, истории, морали, искусства. После смерти отца А. в
12-летнем возрасте был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь: давал уроки, рисовал
портреты с натуры, выполнял чертежные работы.
Рано проявившимся интересом к литературе и искусству А. во многом был обязан своему
старшему брату, бывшему ссыльному, владельцу книжного магазина и редактору местной либеральной
газеты "Южанин". В этой газете были напечатаны первые литературные опыты А. (он был тогда
учеником шестого класса).
После окончания в 1886 г. Николаевского реального училища А. отправился в Одессу, где в 1890
г. поступил на живописное отделение рисовальной школы. Обучаясь в ней, он одновременно
сотрудничал в газете "Одесский вестник", регулярно публиковал на ее страницах циклы фельетонов "По
родным болотам" и "Очерки провинциальной жизни". В 1896 г., награжденный за успехи в рисовании
бронзовой медалью, А. уехал в Париж, чтобы продолжить занятия живописью в Школе изящных
искусств. Однако усилившаяся тяга к литературному творчеству изменила его планы. Вместе с женой,
практикующим врачом, А. в 1898 г. поселился в глухой французской деревушке в Шампани.
Написанный там -- в числе других произведений -- психологический очерк "Немножечко в сторону" был
опубликован в майской книжке журнала "Русское богатство" за 1901 г. В 1904 г. "Русское богатство"
издало первый сборник рассказов А. "Черные дни". В том же году он вернулся на родину.
Осенью 1904 г. А. послал М. Горькому рассказ "Ледоход", который был одобрен и напечатан в V
сб. "Знания" за 1905 г. Горькому импонировала позиция А. в еврейском вопросе, чуждая
националистической ограниченности. Прозвучавшие в произведениях писателя призывы к единению во
имя всеобщего освободительного движения, гневные разоблачения погромов создавали благоприятную
почву для сближения с Горьким, сразу привлекшим его к работе в "Знании". В 1906 г. по инициативе
Горького "Знание" выпустило первый том рассказов А. (второй том вышел в 1910 г.). Произведения А.
стали периодически публиковаться на страницах литературно-художественных сборников "Знания", его
имя получило известность в социал-демократических кругах. Организованные черносотенцами в Одессе,
Екатеринославе и других южных городах еврейские погромы заставили А., в конце 1905 г. вновь уехать
за границу -- в Италию и Францию, где он находился (исключая кратковременную поездку в 1908 г. в
Петербург по литературным делам) до сентября 1909 г.
В рассказах начала 900 гг. А. выступил как бытописатель социально обездоленных слоев
еврейской эмиграции, угнетенной еврейской бедноты, к которой относился с нескрываемым
сочувствием. Мужество стариков родителей, благословляющих детей на трудный жертвенный путь
("Ледоход"), горестная судьба бедняка еврея, с болью в сердце осознающего несправедливости жизни
("Гнев", 1905), душевные метания старого еврея, сошедшего с ума от зверств погромов и мечтающего
уничтожить страшное "сердце бытия" как источник мук, обид, кровавых преступлений ("Сердце бытия",
XVI сб. "Знания" за 1907 г.),-- таковы темы некоторых остросоциальных рассказов А. революционной
эпохи, вызвавших похвалу Горького. Оставаясь в целом верным реалистическим традициям (хотя и не
без примеси натуралистических тенденций в воспроизведении ужасов окружающей действительности),
тяготея к углубленному психологическому конфликту, А. вместе с тем не чуждался возвышенных
лирико-патетических интонаций, всемерно подчеркивал авторское субъективное начало. В более
поздних повестях и рассказах А. эти черты его стилевой манеры усилились: вместо объективного, хотя и
лиризованного, изложения, вместо выразительных предметных деталей, устремленных к
психологической характеристике персонажей, он все чаще прибегал к резким, неожиданным
"перебивкам" сюжетных построений, к пространным авторским отступлениям публицистического плана,
выдержанным в однотонном абстрактно-символическом духе.
С большим эмоциональным подъемом раскрывался героизм массовой революционной борьбы в
наиболее значительном произведении А.-- трагедии "Терновый куст" (1907), действие которой протекало
грозным летом 1905 г. в маленьком еврейском местечке на юге России. В центре ее -- судьба бедной
семьи лудильщика Самсона, дети которого включаются в революционные сражения и один за другим
погибают. Пробуждение классового самосознания еврейских низов, их растущая преданность молодому
революционеру Манусу, который совершает террористический акт и умирает на виселице, героическая
смерть на баррикадах его сестры Доры -- таковы узловые моменты сюжетной схемы "Тернового куста".
Драматург сумел отобразить характер революционных битв, происходивших в стране, показать
самоотверженность и мужество тех, кто отдавал жизнь во имя революции. "А. написал превосходную
Стр.1