Учредители: Московское отделение
Российской Академии естественных наук,
Государственная академия славянской
культуры
Журнал зарегистрирован
в Министерстве по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ ¹ 77—3009 от 24 марта 2000 ã.
Редакционная коллегия:
Â. Ï. Àíèêèí, Â. Ï. Ãðåáåíþê,
È. Ã. Добродомов, À. À. Äóáðîâèí,
À. Ì. Камчатнов, Â. Ì. Êèðèëëèí,
Е. Л. Конявская (главный редактор),
Ñ. Â. Конявская, È. À. Êî÷åòêîâ,
Î. Ô. Кудрявцев, Þ. À. Ëàáûíöåâ,
Ê. À. Максимович, Â. Â. Ìèëüêîâ,
À. Â. Назаренко, À. Å. Ïåòðîâ,
Ï. Â. Ïÿòíîâ, Ì. Ë. Ðåìíåâà,
А. А. Турилов, иеромонах Филипп
(Âàñèëüöåâ), Á. Í. Ôëîðÿ, Ì. Ñ. Ôîìèíà,
Å. Ì. Þõèìåíêî, Â. Ë. Янин
Верстка: Т. М. Захарова
Редактор: С. В. Конявская
Технический редактор: П. А. Белоусова
Корректор: Л. В. Николаева
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
КОНФЕРЕНЦИЯ
Л. В. Левшун (Беларусь, Минск)
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА «ПОЭТИКИ ИСТИНЫ» СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ КНИЖНОСТИ
5
М. В. Пожидаева (Москва)
РАСПЕВЫ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ XVI–XVIII ВЕКОВ
13
Дариуш Домбровский (Польша, Торынь)
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕАЛОГИИ СМОЛЕНСКИХ РОСТИСЛАВИЧЕЙ:
БЫЛА ЛИ ДОЧЬ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА МАТЕРЬЮ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО? ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
21
Ì. Ï. Одесский (Ìîñêâà)
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ АГИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И РАННЯЯ РУССКАЯ
ДРАМА
30
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Í. Ô. Котляр
О ВОЗМОЖНОЙ ПРИРОДЕ НЕТРАДИЦИОННОСТИ СТРУКТУРЫ И
ФОРМЫ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ ЛЕТОПИСИ
36
Я. Г. Солодкин
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО ЛЕТОПИСЦА И ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ
55
À. Ã. Мельник
МОСКОВСКИЙ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ ДЬЯК ДАНИЛО МАМЫРЕВ
61
Ю. Г. Алексеев
КАМПАНИЯ 1502 г. – ПОСЛЕДНИЙ АКТ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
70
ИСКУССТВО
Â. Ã. Пуцко
КРЕСТЫ-МОЩЕВИКИ И КОВЧЕГИ-МОЩЕВИКИ XIV–XVI в. В ТРОИЦЕСЕРГИЕВОЙ
ЛАВРЕ
82
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
А. А. Решетова
«ПОВЕСТЬ О СВЯТЫХ И БОГОПРОХОДНЫХ МЕСТАХ» ГАВРИИЛА
НАЗАРЕТСКОГО: АВТОР И ИСТОРИЯ ТЕКСТА
92
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
À. Ë. Лифшиц
К ДАТИРОВКЕ РУКОПИСИ ГИМ. ЧУД. 10 («СЛОВА ПОСТНИЧЕСКИЕ
ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО»)
107
129
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РЕЦЕНЗИИ. ПОЛЕМИКА. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
А. И. Филюшкин
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИВАН III И ПРОБЛЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: К 500-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
ИВАНА III (1505–2005)»
111
Е. Л. Конявская
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «К 700-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ ТИТУЛА “ВЕЛИКИЙ
КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ”»
115
И. Е. Мелентьева
ДРЕВНЕРУССКАЯ ТЕМАТИКА В ДОКЛАДАХ УЧАСТНИКОВ XVI
ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
118
НОВАЯ КНИГА
121
НАШИ АВТОРЫ
123
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ В ЖУРНАЛЕ
124
130
Стр.3
CONTENT
CONFERENCE
L. V. Levchun
THE STRUCTURE OF THE “POETICS OF TRUTH” CATEGORY IN MEDIEVAL EASTERN
SLAVONIC LITERATURE
5
M. V. Pozhidaeva (Moscow)
SUNGSONGS OF THE HOLY-TRINITY ST. SERGIUS LAVRA IN XVI–XVIII cent.
13
Dariush Dombrovski (Poland, Torun)
FROM RESEARCHERS ON GENEALOGY OF SMOLENSK ROSTISLAVICHI: WHETHER THE
DAUGHTER OF MSTISLAV MSTISLAVICH WAS THE MOTHER OF ALEXANDER
NEVSKIJ, OR NOT? RETURNING TO THE PROBLEM
21
M. P. Odesski (Moscow)
THE GOVERNMENTAL PROPAGANDA MODELS AND THE EARLY RUSSIAN DRAMA
30
HISTORY & SOURCESEARCHING
N. F. Kotljar
ABOUT THE POSSIBLE CHARACTER OF NONCONVENTIONAL STRUCTURE AND
FORM OF GALITSK AND VOLYNSK CHRONICLE
36
A. G. Melnik
DANIEL (DANILO) MAMYREV – CLERK OF THE MOSCOW GREAT PRINCE
55
J. G. Solodkin
THE ORIGINS OF THE NEW CHRONICLE AND PATRIARCH FILARET
61
U. G. Alekseev
1502 YEAR CAMPAIGN AS A LAST ACT OF A GREAT WAR
70
ARTS
V. G. Putsko
RELICS-CONTAINING CROSSES AND SHRINES OF XIV–XVI cent. IN THE HOLY-TRINITY
ST. SERGIUS LAVRA
82
LANGUAGE & LITERATURÅ
A. A. Reshetova
“THE NARRATIVE ABOUT HOLY AND GODLY PLACES” BY GAVRIIL NAZARETSKI:
AUTHOR AND HISTORY OF TEXT
92
WORK MATERIALS & REPORTS
A. L. Lifshits
TO THE DATING OF THE MANUSCRIPT ÃÈÌ. ×ÓÄ. 10 (“VASILY THE GREAT’S FAST
ORATION”)
107
CRITIQUE. POLEMICS. SCIENTIFIC LIFE
A. I. Filjushkin
THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE: IVAN III AND THE PROBLEM OF THE RUSSIAN
STATEHOOD: TO THE FIVE-HUNDREDTH ANNIVERSARY OF IVAN IIIth
DEATH
111
E. L. Konjavskaja
SCIENTIFIC CONFERENCE: TO THE SEVEN-HUNDREDTH ANNIVERSARY OF THE
ADMISSION OF THE TITLE “GREAT PRINCE OF RUSSIA”
115
I. E. Melentyeva
THE OLD RUSSIAN SUBJECT-MATTER IN REPORTS OF THE XVI ANNUAL
THEOLOGICAL CONFERENCE PARTICIPANTS
118
4
Стр.4
«Комплексный подход в изучении Древней Руси»
Ë. Â. Левшун (Ìèíñê)
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА «ПОЭТИКИ ИСТИНЫ»
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ КНИЖНОСТИ
Особенности тиражирования и сохранения раннесредневековой
отечественной книжности – как технические (рукописный пергамен), так и
социокультурные (монастырские и княжеские скриптории, ориентированные
на преимущественное воспроизводство произведений типикарного круга) –
сказались в том, что от эпохи средневековья (особенно раннего) до нас дошли
памятники в основном церковной1
книжной культуры. Церковная книжность,
творческим императивом которой было и есть «идите и научите все народы»,
сформировала соответствующую этому императиву поэтическую систему –
Р. Пиккио определил ее как «поэтику истины»2
, – чьи основные категории и
отношения между ними принципиально отличаются от действующих в творческо-поэтической системе
секулярной словесной культуры. Отличия эти касаются не столько области формы или содержания,
сколько области смысла и цели. Основополагающей категорией такого рода поэтики является
разработанная еще в античной философии и адаптированная к христианскому учению святоотеческой
иконологией категория отношения; так что вся категориальная структура «поэтики истины»
представляется совокупностью различных модификаций категории отношения.
Прежде всего это категория канона, которая в современном научном (а подчас и богословском)
обиходе предстает как «terra incognita». Еще Ë. À. Успенский çàìåòèë, что «ó современных
исследователей (речь идет, в частности, об исследователях средневековой восточнославянской
иконописи. – Л. Л.) выработалось довольно своеобразное представление о каноне, не соответствующее
ни его смыслу, ни назначению. Поскольку же им постоянно приходится сталкиваться с несоответствиями
1
Здесь необходимо напомнить (и настоять на том!), что «церковный» – не есть определение темы, сюжета, жанрового
состава или даже функции словесных произведений, как может показаться. В данной работе этот термин употребляется в
двух значениях. Во-первых, в более широком, – как тождественный понятию «воцерковленный» в смысле используемый
Церковью в ее разнородном служении. Во-вторых, в более узком, собственном смысле данного понятия, где ‘церковный’
будет пониматься как обозначение определенного (а именно соборного христоцентрического) типа сознания, способа мышления
художника, его иерархии ценностей, его отношения к миру и, следовательно, способа создания художественного содержания
и смысла произведения. К примеру, Поучение детям Владимира Мономаха или его письмо Олегу Святославичу – светские
по форме, жанру, функции и «сюжету» – более церковны (во всех значениях этого понятия), чем вирши и проповеди
иеромонаха Симеона Полоцкого...
2
Пиккио Ðèêêàðäî. Slavia orthodoxa: Литература и язык / Îòâ. ðåä. Í. Í. Запольская, Â. Â. Êàëóãèí. Ì., 2003. Ñ. 31.
5
Стр.5