ВОЛОКОЛАМСК: НА СТЫКЕ ТРЁХ МИРОВ
Города стоят на своѐм месте, конечно, однако наше восприятие их местонахождения
меняется. Вот и Волоколамск, воспринимаемый сейчас глубинным русским городом,
бóльшую часть своей почти девятивековой истории был городом пограничным. А раз
так, то не мог он, Волоколамск, не приобрести особых черт, свойственных городам, с
которых видны разные берега. Это и бойкость ума, и повышенная способность к анализу,
и обострѐнное чувство долга... Кто не согласен – пусть поживѐт в пограничном
городе с полтысячи лет.
Знаменитая сцена в корчме из оперы Мусоргского «Борис Годунов» происходит на
литовской границе. Забавно, что многие современные посетители театра полагают, что
дело происходило где-то «неподалѐку от Вильнюса». Между тем во времена Смуты, то
есть в начале XVII столетия, недалеко от этой границы, но уже на нашей территории
находился Смоленск, а в более раннее время граница с Литвой проходила гораздо восточнее.
Бывал в Литве и Волоколамск. Правда, надо сделать одно замечание. Было бы
не совсем точным говорить, что эта граница всегда была русско-литовской в национальном
смысле: дело в том, что сама Литва долгое время была русской. И тут надо
вернуться немного назад. После монгольского нашествия (1237) Русь, попавшая в вассальную
зависимость от Золотой Орды, сильно ослабла и не могла, как раньше, должным
образом охранять свои западные рубежи. Этим воспользовались алчные соседи,
особенно полудикие тогда литовцы, еще не изжившие у себя язычество.
В тяжкие для Руси времена татарского ига небольшое поначалу болотное княжество
Литовское распухало от беспрерывных захватов. Оно присоединило к себе много исконных
русских земель (современную Белоруссию, часть современной Украины с
Черниговом и Киевом, западную часть нынешней России) и… потеряло свое национальное
лицо. Оно даже стало называться Литовской Русью и, когда московский великий
князь Иван III провозгласил себя государем всея Руси, выражало протест: мы, мол,
тоже Русь. Дело в том, что приобретала Литва земли, населенные в основном русскими
людьми, которые постепенно стали преобладающей частью населения Великого
княжества Литовского; русские законы, обычаи, русская культура определяли жизнь
этого государства. В основном, но не полностью, конечно.
«Чаша исторических весов немало времени колебалась между Москвой и Вильной, –
считает знаток вопроса историк и писатель Андрей Иванов, автор интереснейшей книги
«Третий Рим». – И были важные предпосылки для того, чтобы Вильна перевесила:
великое княжество Литовское превосходило владения Москвы и размерами, и богатством.
Земли у него были плодороднее, войско многочисленней. Наконец, за спиной
Великороссии, в непосредственной близости к ней, находилась Золотая Орда, от набегов
которой ядро Литовского княжества было надежно укрыто – и московскими землями,
и своими собственными окраинными владениями. С переменным успехом шло
соперничество Москвы и Вильны за то, чтобы объединить под своим скипетром всю
Русь – и Великую, и Малую, и Белую, и Черную. И в том, что победила Москва, быть
может, определяющую роль сыграла приверженность русских людей к Православию.
Ибо ухищрением католиков-папистов владетели Литвы постепенно пошли на всѐ
большее сближение с католической Польшей… Уния Польши и Литвы, с течением
времени всѐ углублявшаяся, усиливавшиеся гонения на Православие, стремление окатоличить
не только знать, но и простой народ – всѐ это привело к тому, что исконно
русские земли, входившие в состав Литовского государства, стали тяготеть к Москве.
На сторону московских государей стали переходить удельные князья со своими дворами,
а подчас и с земельными владениями…»
1
Стр.1