Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ПИСАТЕЛЬ О ЛИТЕРАТУРЕ. Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЩеглова Евгения Петровна
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID13409
АннотацияАвтор подчеркивает незаурядность дарования одного из известнейших литературоведов - Лидии Гинзбург - человека, живущего литературой и в литературе, обращает внимание на тонкость описания и точность наблюдений, ее прозорливость, ясный аналитический ум, память на детали.
Щеглова, Е.П. ПИСАТЕЛЬ О ЛИТЕРАТУРЕ. Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. / Е.П. Щеглова .— : [Б.и.] .— 3 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13409 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПИСАТЕЛЬ О ЛИТЕРАТУРЕ Лидия Гинзбург. <...> Точнее, как предельно драматизированную историю взаимоотношений напряженно мыслящего человека с литературой и историей. <...> Оттого им долго еще не суждено устареть: XX век в изобилии поставлял материал для скрещения литературоведческого анализа с глубоко трагическими размышлениями. <...> Из скрещения этого и рождалась критическая философская проза. <...> Лидия Яковлевна Гинзбург, один из виднейших наших литературоведов, всю жизнь писала именно такую прозу. <...> Только что отливалась она в разные формы — то статей о литераторах XIX века, то книг о лирической прозе и лирическом герое (и многих других), то воспоминаний и эссе. <...> Даже записные книжки ее есть череда точных и глубоких наблюдений над литературой и жизнью. <...> Меж нами совсем недавно жил человек, видевший то же, что многие из нас, но прозревавший в этом и драмы, и трагические сломы, и показатели катастрофических изменений личности и отношений человека с литературой, и психологические откровения. <...> За спиной у него были бедность и неустроенность, в настоящем — огромная трудоспособность, масса честолюбивых планов и только что полученный орден. <...> Но на пороге дома Ахматовой, рассказывает Лидия Яковлевна, «Симонов вдруг быстро снял с лацкана пиджака новенький орден и сунул его в карман». <...> Эпоха, с одной стороны, слома неписаной российской табели о рангах, когда орденами, а заодно и славой, и почестями писателей награждали вовсе не по уровню дарований (а когда, спрашивается, в России отмечали великих поэтов орденами? <...> И когда истинные поэты ценили ордена?), а с другой — ее, этой табели, незыблемость, незыблемость органическая, не дающая человеку права — если он по-настоящему причисляет себя к отечественной литературе — о ней забывать. <...> В принципе это верно, но лишь в том смысле, в каком эмоциональность не присуща философским размышлениям, однако же постоянно питает их. <...> За краткими <...>
ПИСАТЕЛЬ_О_ЛИТЕРАТУРЕ.__Лидия_Гинзбург._Записные_книжки._Воспоминания._Эссе.___.pdf
ПИСАТЕЛЬ О ЛИТЕРАТУРЕ Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. Она писала свою жизнь как книгу. А книги свои — как драмы. Точнее, как предельно драматизированную историю взаимоотношений напряженно мыслящего человека с литературой и историей. Оттого им долго еще не суждено устареть: XX век в изобилии поставлял материал для скрещения литературоведческого анализа с глубоко трагическими размышлениями. Из скрещения этого и рождалась критическая философская проза. Лидия Яковлевна Гинзбург, один из виднейших наших литературоведов, всю жизнь писала именно такую прозу. Только что отливалась она в разные формы — то статей о литераторах XIX века, то книг о лирической прозе и лирическом герое (и многих других), то воспоминаний и эссе. Даже записные книжки ее есть череда точных и глубоких наблюдений над литературой и жизнью. Меж нами совсем недавно жил человек, видевший то же, что многие из нас, но прозревавший в этом и драмы, и трагические сломы, и показатели катастрофических изменений личности и отношений человека с литературой, и психологические откровения. Вспоминается одна из заметок Лидии Яковлевны — когда она пишет о том, как молодой поэт К. Симонов (дело происходило до войны) пришел знакомиться к Анне Ахматовой. За спиной у него были бедность и неустроенность, в настоящем — огромная трудоспособность, масса честолюбивых планов и только что полученный орден. Но на пороге дома Ахматовой, рассказывает Лидия Яковлевна, «Симонов вдруг быстро снял с лацкана пиджака новенький орден и сунул его в карман». Здесь запечатлен не только естественный поступок человека, сознающего неуместность демонстрации своего знака отличия перед лицом гениального поэта, к тому же женщины глубоко несчастной. Здесь, если хотите, эпоха. Эпоха, с одной стороны, слома неписаной российской табели о рангах, когда орденами, а заодно и славой, и почестями писателей награждали вовсе не по уровню дарований (а когда, спрашивается, в России отмечали великих поэтов орденами? И когда истинные поэты ценили ордена?), а с другой — ее, этой табели, незыблемость, незыблемость органическая, не дающая человеку права — если он по-настоящему причисляет себя к отечественной литературе — о ней забывать. Так выразительны записные книжки Лидии Яковлевны. Нередко приходится слышать, что ее книгам, равно как и записям, чужда эмоциональность. В принципе это верно, но лишь в том смысле, в каком эмоциональность не присуща философским размышлениям, однако же постоянно питает их. За краткими записями Лидии Яковлевны встает ум глубокий, очень здравый, очень земной — и одновременно возвышенный, причастный к вершинам литературоведческой мысли. Она с потаенной лукавой усмешкой — и удивительно метко — отметила, что «о великих писателях прошлого принято говорить подхалимским тоном. Они своего рода начальство». Она не возмущалась — во всяком случае, наружно — неким Б., сравнившим прозу Брежнева с пушкинской: она ясно осознала в его поступке действие социальных механизмов. Ведь Б. прекрасно знал, что, если он не скажет этих кощунственных слов, ничего с ним не случится. А вот — сказал. «Что же это такое? — только сталинских времен привычка к бесстыдству. Страх искоренил стыд. Люди без защитных покровов, голые, — и никто никого не стыдится». Это ли не ушедшая в предельно сжатые мысли эмоциональность! Несколькими словами — и очень точно — определила Лидия Яковлевна то, что, собственно, и сделало «Вторую книгу» Н. Я. Мандельштам книгой во многом уязвимой. «Надежда Яковлевна, — написано у Л. Гинзбург, — отождествляла себя с Мандельштамом, с
Стр.1