и государственно-управленческого проектирования
Центр проблемного анализа
ПАКЕТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
по проблемам создания
и функционирования холдингов в России
Москва
Научный эксперт
2010
Стр.1
УДК 346.245
ББК 67.022.14+65.292.341
П 13
Содержание
Введение .................................................................................................... 4
Часть 1. Концепция проекта федерального закона
«О холдингах» ........................................................................... 7
П 13
Пакет законодательной инициативы по проблемам создания и
функционирования холдингов в России. — М.: Научный эксперт,
2010. — 96 с.
ISBN 978-5-91290-135-5
Центром проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) в связи с объективно
существующей потребностью в формировании эффективного механизма
правового регулирования процессов создания и деятельности
холдингов разработана оптимальная правовая модель холдинга для России.
В рамках реализации предложенной модели в действующем законодательстве
вниманию читателей предлагается проект федерального закона
«О холдингах». Данный документ разработан в полном соответствии с
требованиями правотворческих органов, с полным пакетом сопроводительных
документов и готов для внесения в официальные процедуры его
принятия, в Государственную Думу РФ и Правительство РФ.
Принятие указанного федерального закона позволит снять имеющиеся
ограничения в развитии холдингов, что послужит благотворным импульсом
для развития различных отраслей экономики — в частности,
транспортной, энергетической и др. В то же время, специальное регулирование
обеспечит большую прозрачность деятельности холдингов и
эффективность государственного контроля.
Для субъектов права законодательной инициативы, органов государственной
власти, государственных, политических и общественных деятелей
и организаций.
УДК 346.245
ББК 67.022.14+65.292.341
ISBN 978-5-91290-135-5
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2010
1.1. Актуальность и цели принятия ................................................. 7
1.2. Общая характеристика и оценка состояния
правового регулирования .......................................................... 12
1.3. Описание нормативных решений ........................................... 25
1.4. Социально-экономические, политические,
юридические и иные последствия реализации
Федерального закона .................................................................. 34
1.5. Структура проекта федерального закона
«О холдингах» ............................................................................... 35
Часть 2. Проект федерального закона«О холдингах»
и сопроводительные документы ........................................ 37
2.1. Сопроводительное письмо ........................................................ 37
2.2. Проект федерального закона «О холдингах» ........................ 38
2.3. Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О холдингах» ............................................................................... 73
2.4. Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих изменению и принятию
в связи с принятием Федерального закона
«О холдингах» ............................................................................... 88
2.5. Финансово-экономическое обоснование к проекту
федерального закона «О холдингах» ...................................... 91
Часть 3. Порядок взаимодействия с Центром проблемного
анализа и государственно-управленческого
проектирования ..................................................................... 94
3
Стр.2
Введение
Настоящее научное издание представляет собой пакет законода
тельной инициативы «под ключ» по проблемам создания и
функционирования холдингов в России, состоящий из концепции
и проекта федерального закона «О холдингах», а также необходимых
в процедурах принятия сопроводительных документов.
Центр проблемного анализа и государственно-уп рав лен чес кого
проектирования взялся за разработку этого пакета в целях создания
и закрепления в законодательстве РФ модели российского
холдинга, способствующей повышению устойчивости и эффективности
его деятельности, а также обеспечивающей защиту прав
и законных интересов иных участников гражданского оборота
при функционировании холдингов.
Работа над данным проектом включала изучение обширного
зарубежного опыта, анализ десятков существующих в настоящее
время проблем, затрудняющих реализацию идеи закрепления
хол дингов в правовом пространстве. Думается, мы нашли
конструк тивные и сбалансированные формулы их решения.
Пакет законодательной инициативы оформлен в соответствии
с требованиями правотворческих органов и полностью готов
к принятию.
Существуют различные варианты принятия разработанных
проектов документов.
Первый вариант. Внесение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации текста проекта федерального
закона «О холдингах» с сопроводительной документацией
(пояснительной запиской, финансово-экономическим
обоснованием, перечнем актов федерального законодательства,
подлежащих изменению или принятию, и сопроводительным
письмом).
При реализации этого варианта авторы-разработчики инициативно
передают разработанный проект всем субъектам права
законодательной инициативы.
Второй вариант. Внесение в Правительство Российской Федерации
концепции проекта федерального закона «О холдин4
гах».
После рассмотрения концепции проекта Комиссией по законопроектной
деятельности и утверждения Правительством
Российской Федерации Плана законопроектной деятельности —
представление в Правительство Российской Федерации (с последующим
обсуждением и доработкой) текста проекта федерального
закона «О холдингах» с сопроводительной документацией
(пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием,
перечнем актов федерального законодательства, подлежащих
изменению или принятию, и сопроводительным письмом).
В этом варианте авторы-разработчики инициативно передают
концепцию в Правительство Российской Федерации. Аналогичное
действие могут осуществить и иные субъекты — как в
рамках реализации права законодательной инициативы, так и в
рамках собственной гражданской инициативы.
В целом, эта работа обращена, прежде всего, к субъектам права
законодательной инициативы, которые могут сделать шаг по
внесению подготовленных документов пакета законодательной
инициативы в процедуры принятия, а также ко всем заинтересованным
органам государственной власти, коммерческим и некоммерческим
организациям и их объединениям.
Прежде всего, адресатами являются Президент Российской
Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации,
Правительство Российской Федерации, в том числе
Председатель Правительства Российской Федерации, Министр
финансов Российской Федерации, Министр экономического развития
Российской Федерации, Министр регионального развития
Российской Федерации, Министр промышленности и торговли
Российской Федерации, Министр сельского хозяйства Российской
Федерации, Министр природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, Министр транспорта Российской Федерации
и депутаты законодательных (представительных) органов субъектов
Российской Федерации.
Кроме этого, необходимые шаги могут предпринять и высшие
должностные лица субъектов Российской Федерации, а также
члены Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации с законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (Совет законодателей), Государствен5
Стр.3
ного Совета Российской Федерации, Совета по конкурентоспособности
и предпринимательству при Правительстве Российской
Федерации, Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности, Правительственной комиссии по
экономическому развитию и интеграции, Комиссии Правительства
Российской Федерации по вопросам агропромышленного
комплекса, политической партии «Единая Россия», а также члены
авторитетных общественных, отраслевых и экспертных объединений,
в том числе Торгово-промышленной палаты Российской
Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей
и все иные заинтересованные государственные, политические
и общественные деятели.
Разработчики надеются, что настоящая работа может заинтересовать
вышеперечисленных полномочных и ответственных
лиц и помочь им урегулировать процессы интеграции в России
хозяйствующих субъектов.
Центр проблемного анализа и государственно-уп рав лен ческо
го проектирования готов к экспертному взаимодействию и
поддержке таких усилий.
Выражаем благодарность за предоставленные материалы, полезные
консультации и участие в обсуждениях — сотрудникам
ОАО «РЖД» Ивановой О.Е., Золотову В.А., Рыбакову С.В. За участие
в рецензировании проекта федерального закона «О холдингах»
благодарим также Алещенко В.В., Касьянова П.В., Мальгинова
Г.Н.
6
Стр.4