и государственно-управленческого проектирования
Центр проблемного анализа
Доктрина
государственной
конкурентной политики
в Российской Федерации
(Макет-проект)
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 351:346.546
ББК 65.013.8
Д 89
Авторы:
Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю.,
Ахметзянова И.Р., Погорелко М.Ю.
Д 89
Доктрина государственной конкурентной политики в Российской
Федерации (макет-проект). Монография — М.: Научный эксперт,
2009. — 192 с.
Под общей редакцией С.С. Сулакшина
ISBN 978-5-91290-072-3
В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан нормативный
правовой акт, определяющий государственную политику в области
стимулирования и защиты конкуренции — Доктрину государственной
конкурентной политики в РФ, содержащую программу конкретных
государственно-управленческих действий и решений в рамках конкурентной
политики. Доктрина государственной конкурентной политики в
РФ представляет собой документ нового типа, задающий управленческое
содержание политики — в том числе в стратегической перспективе. Инициативный
нормативно-правовой пакет отвечает требованиям регламента
законодательной процедуры и готов к официальному принятию.
Для руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной
власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов,
научных работников, аспирантов, студентов и всех интересующихся
современными экономико-правовыми проблемами реализации государственной
конкурентной политики.
УДК 351:346.546
ББК 65.013.8
ISBN 978-5-91290-072-3
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2009
Стр.2
Содержание
Введение ........................................................................................... 7
Часть I. Пояснительная записка к проекту
федерального закона «О Доктрине
государственной конкурентной политики
в Российской Федерации» ....................................................... 17
Часть II. Проект федерального закона
«О Доктрине государственной конкурентной
политики в Российской Федерации» .................................... 32
Часть III. Доктрина государственной конкурентной
политики в Российской Федерации ...................................... 37
Преамбула ............................................................................................... 40
Глава 1. Общие положения ................................................................. 40
1.1. Основные понятия в сфере государственной
конкурентной политики ....................................................... 40
1.2. Место Доктрины государственной конкурентной
политики в системе нормативных правовых
и управленческих документов ............................................. 45
1.3. Формирование государственной конкурентной
политики ................................................................................... 46
1.4. Основные принципы построения и реализации
Доктрины государственной конкурентной
политики ................................................................................... 49
1.5. Приоритеты и основные направления
государственной конкурентной политики ...................... 50
3
Стр.3
1.6. Основные количественные целевые
и мониторируемые показатели развития
конкуренции ............................................................................ 51
1.7. Периодизация управления конкурентной
политикой ................................................................................. 53
1.8. Срок действия Доктрины государственной
конкурентной политики в Российской Федерации ....... 54
1.9. Ответственный исполнитель Доктрины
государственной конкурентной политики
в Российской Федерации ...................................................... 54
Глава 2. Текущее и целевое состояние конкурентной среды
и конкурентной политики России ............................................ 55
2.1. Текущее состояние конкурентной среды ......................... 55
2.2. Целевое состояние конкурентной среды .......................... 56
2.3. Текущее состояние государственной
конкурентной политики ....................................................... 57
2.4. Целевая концепция государственной
конкурентной политики ....................................................... 58
2.5. Стратегия перехода при модернизации
государственной конкурентной политики ...................... 60
Глава 3. Основные направления государственной
конкурентной политики: актуальные проблемы
и решения ....................................................................................... 61
3.1. Стимулирование конкуренции ........................................... 61
3.2. Обеспечение свободы предпринимательской
деятельности, преодоление административных
барьеров .................................................................................... 67
3.3. Предупреждение и пресечение
монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции ..................................... 71
3.4. Государственное регулирование деятельности
субъектов естественных монополий ................................. 75
4
Стр.4
3.4.1. Ценовое регулирование .................................................. 79
3.4.2. Специальные обременения субъектов
естественных монополий в интересах
малого и среднего бизнеса ............................................. 84
3.4.3. Согласование инвестиционных программ
субъектов естественных монополий ........................... 87
3.4.4. Контроль и надзор за субъектами
естественных монополий ............................................... 89
3.4.5. Особенности государственного регулирования
естественных монополий на локальном
(региональном) уровне ................................................... 93
3.5. Государственный контроль экономической
концентрации .......................................................................... 96
3.6. Конкурсное распределение дефицитных ресурсов.
Государственная и муниципальная помощь ................. 101
3.7. Охрана интеллектуальной собственности ..................... 107
Глава 4. Механизм реализации Доктрины государственной
конкурентной политики в Российской Федерации ............ 112
4.1. Принципы государственного управления
конкурентной политикой ................................................... 112
4.2. Система государственного управления
конкурентной политикой ................................................... 113
4.3. Международное сотрудничество в области
конкурентной политики ..................................................... 118
4.4. Планирование, мониторинг и контроль
в государственном управлении конкурентной
политикой ............................................................................... 119
4.5. Ресурсное обеспечение реализации
государственной конкурентной политики .................... 121
4.6. Модернизация системы государственного
управления конкурентной политикой ............................ 125
4.7. Участие граждан, негосударственных коммерческих
и некоммерческих организаций в реализации
государственной конкурентной политики .................... 130
5
Стр.5
Глава 5. Программа правового обеспечения реализации
Доктрины государственной конкурентной
политики ....................................................................................... 135
Часть IV. Проблемно-управленческое дерево Доктрины
государственной конкурентной политики
в Российской Федерации ...................................................... 171
Часть V. Сетевая схема реализации Доктрины
государственной конкурентной политики
в Российской Федерации ...................................................... 171
Заключение .................................................................................. 172
Список нормативных правовых актов
и использованной литературы ............................................ 177
Приложение № 1 (вкладыш)
Приложение № 2 (вкладыш)
6
Стр.6
Введение
Доктрина государственной конкурентной политики разработана
как основной государственно-управленческий документ,
определяющий содержание государственной политики в области
создания, развития, поддержания и защиты конкуренции, формирующий
и приводящий в действие механизм ее исполнения1
Важно уточнить также, что, собственно, понимается под по.
литикой
в данном контексте. Определений политики существует
большое количество в различных смысловых контекстах. Считается
общепризнанным, что невозможно дать ее однозначное определение.
Добавим, что это верно, но с оговоркой: без уточнения
функционального или целевого контекста. Например, политику
определяют как сферу деятельности людей, связанную с властными
отношениями, межгрупповыми отношениями; деятельности,
не только сознательной, но и иррациональной, стихийной и т. д.2
Очевидно, что такой дефиниционный подход мало что дает для
организации работ в поставленных в настоящей разработке целях.
Очевидно также, насколько важно определение базовых понятий
в целях и контексте именно настоящей разработки.
Под государственной политикой понимается совокупность
ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений
и действий и порядка реализации государственно-политических
решений (поставленных государственной властью целей)3
Главными недостатками современной государственной кон.
курентной
политики в России (если исходить из того, что такая
политика вообще существует) являются ее бессистемность и оторванность
от контекста, ценностей и целей общей экономической
политики государства. Кроме того, нет ясности и относительно
правовых оснований, границ и инструментов осуществления такой
государственной политики.
С.С. Сулакшина. Монография. М.: Научный эксперт, 2008.
2
1999, С. 7.
3
1 Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект) / Под ред.
Подробнее см. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,
Сулакшин С.С. Системная методология проектирования государственноуправленческих
решений (государственных политик) // Проблемы современного
государственного управления в России. Вып. 1. М., 2006.
7
Стр.7