В.В. Сальникова
управления
учитель русского языка и литературы
системами
высшей категории ГОУ СОШ №705
МПГУ, к.п.н., доцент
СЗОУО ДО г. Москвы
Структурирование информации как основание для разработки
современного учебного занятия
Современное учебное занятие, разрабатываемое в компетентностной парадигме,
должно выполнять ряд важнейших функций, среди которых обеспечение учащихся
необходимым набором средств для ориентации в изучаемой информации и набором
стратегий для ее понимания, присвоения, а также эффективного использования. <...> Предмет литература непосредственно ориентирован на работу с текстами. <...> В
связи с тем, что любая информация, будь то: устное высказывание в процессе
коммуникации, газетная статья, общение в интернетных блогах, табличные данные,
формулировка задачи и т.д. - все есть суть тексты, то роль рассматриваемого предмета
неизмеримо возрастает, если мы ставим перед собой цель сформировать у учащихся
компетентность в понимании текста. <...> Причем важной особенностью этого понимания является
включение в него контекста, в котором создается текст, и средства, с помощью
которого он создается2. <...> Таким образом, мы можем сказать, что учащийся понимает текст, если он:
знает (называет, воспроизводит и т.д.) основные, ключевые и особенные
позиции текста;
1
2 <...> С.334, 335 Ю.В. Громыко Введение в теорию мышлении и деятельности. <...> М., 2005
2
знает, каким образом они связаны между собой (на основе логики
уточнения, дополнения, и т.д.);
видит текст как систему и может не только воспроизвести его с
соответствующей степенью конкретизации, но и на основании понятого
средства его создания создать аналогичный текст. <...> , логику
уточнения
и
дополнения
для
структурирования
информации,
мы
получаем
возможность формирования стратегии понимания текста у школьников. <...> Рассмотрим, каким образом это можно использовать при конструировании и
проведении учебного занятия. <...> «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1 часть) включен в программу <...>
Структурирование_информации_как_основание_для_разработки_современного_учебного_занятия.pdf
М., Методист – №2 2009
В.В. Лебедев
доцент кафедры управления
образовательными системами
МПГУ, к.п.н., доцент
В.В. Сальникова
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГОУ СОШ №705
СЗОУО ДО г. Москвы
Структурирование информации как основание для разработки
современного учебного занятия
Современное учебное занятие, разрабатываемое в компетентностной парадигме,
должно выполнять ряд важнейших функций, среди которых обеспечение учащихся
необходимым набором средств для ориентации в изучаемой информации и набором
стратегий для ее понимания, присвоения, а также эффективного использования.
Предмет литература непосредственно ориентирован на работу с текстами. В
связи с тем, что любая информация, будь то: устное высказывание в процессе
коммуникации, газетная статья, общение в интернетных блогах, табличные данные,
формулировка задачи и т.д. - все есть суть тексты, то роль рассматриваемого предмета
неизмеримо возрастает, если мы ставим перед собой цель сформировать у учащихся
компетентность в понимании текста.
C. И. Ожегов трактует «понимание» как способность осмыслять, постигать
содержание, смысл, значение чего-нибудь. В свою очередь, «способность» в толковом
словаре Ожегова трактуется, как умение производить какие-нибудь действия. При
этом «смысл, по мнению Ю.В. Громыко, – это структура понимания» 1, т.е. понимание
предстает перед нами во второй своей ипостаси не как процесс, а как результат
деятельности: ученик понял. Причем важной особенностью этого понимания является
включение в него контекста, в котором создается текст, и средства, с помощью
которого он создается2.
Таким образом, мы можем сказать, что учащийся понимает текст, если он:
знает (называет, воспроизводит и т.д.) основные, ключевые и особенные
позиции текста;
1 С. 171 Ю.В. Громыко Введение в методологию. М., 2005
2 С.334, 335 Ю.В. Громыко Введение в теорию мышлении и деятельности. М., 2005
Стр.1