С.М. Соловьев
Взгляд на историю установления государственного порядка в
России до Петра Великого
(Публичные чтения)
Оригинал здесь: Сайт "Истории России"
ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ
Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: "Скажи нам, с кем ты знаком, и мы
скажем тебе, кто ты таков", то к целому народу можно обратиться со следующими словами: "Расскажи
нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков".
В настоящее время, когда у нас обнаружилась такая сильная потребность познать свое прошедшее,
познать, кто мы таковы, я не решился занять ваше внимание, мм. гг. [милостивые государи], изложением
событий внешней отечественной истории, но счел более приличным представить в сжатом очерке
важнейшую сторону нашей внутренней истории, именно постепенное установление государственного
порядка, или, как выражались наши предки, наряда в Русской земле.
Где, при каких природных влияниях действовал народ и с какими чужими народами и государствами
изначала и преимущественно должен был иметь дело - вот первые вопросы в истории каждого народа.
Задолго до начала нашего летосчисления знаменитый грек, которого зовут отцом истории, посетил
нынешнюю Южную Россию:верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и
записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа
страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменились одни другими, образовалось
могущественное государство; но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход
событий постоянно подчиняется природным условиям.
Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного и от Балтийского
до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не
заметит резких переходов. Однообразие природных форм ослабляет областные привязанности, ведет
народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях,
нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения;
одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению,- и равнина, как бы ни
была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью
одного государства: отсюда понятна обширность русской государственной области, однообразие частей
и крепкая связь между ними.
Однообразна природа великой восточной равнины, не поразит она путешественника чудесами; одно
только поразило в ней наблюдательного Геродота. "В Скифии,- говорит он,- нет ничего удивительного,
кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны". В самом деле, обширному пространству
древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые почти переплетаются между собою и
составляют таким образом по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было
высвободиться для особной жизни. Как везде, так и у нас реки служили проводниками первому
народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города. Так как самые большие из них
текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение русской
государственной области в означенную сторону. Реки много содействовали единству народному и
государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы
областей, княжеств. Так, по четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности
на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская; вторую - область Западной
Двины, то есть область Кривская, или Полоцкая; третью - область Днепра, то есть область древней
собственной Руси; четвертую - область верхней Волги, область Ростовская.
Великая равнина открыта на юго-восток, соприкасается непосредственно со степями Средней Азии:
Стр.1