Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой (замечания к проблеме) (80,00 руб.)

0   0
АвторыСтепанов Александр Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID133511
АннотацияРечь идёт о поэтических текстах М. Цветаевой, в которых звучание неотделимо от смысла . Отсюда трудноразрешимый вопрос: что из них первично, а что производно? «Слово-творчество» Цветаева определяла как «хождение по слуху» («по следу слуха народного и природного»), где слово оказывалось сложным целым, сопоставимым по структуре с синтаксическим единством.
Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой (замечания к проблеме) / А.Г. Степанов .— : [Б.и.], 2010 .— 7 с. — Статья опубликована в сборнике: Поэтика и фоностилистика: Бриковский сб. : материалы междунар. науч. конф. «1-е Бриковские чтения: поэтика и стилистика», Моск. гос. ун-т печати, Москва, 10–12 февр. 2010 г. – М., 2010. – Вып. 1. – С. 271–276. — URL: https://rucont.ru/efd/133511 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Г. Степанов Тверь Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой <...> (замечания к проблеме) Анализ санскритских и древнегерманских текстов, проделанный Ф. де Соссюром, показал, что в древних гимнах, посвященных божеству, повторялись звуки, входящие в состав сакрального имени1. <...> В эпоху синкретизма звуковая форма была настолько тесно связана с содержанием, что любая попытка рассмотреть их по отдельности – некорректное упрощение. <...> Гораздо труднее уловить связь между звучанием и значением, когда поэтическое сознание демифологизировалось и звук перестал напрямую соотноситься со сферой трансцендентного. <...> Внятная древним связь звука и смысла возвращается в виде анаграмматических форм, не имеющих по сути ничего общего с так называемой словесной инструментовкой – ассонансами и аллитерациями3. <...> Отсюда трудноразрешимый вопрос: что из них первично, а что производно? <...> «Слово-творчество» Цветаева определяла как «хождение по слуху» («по следу слуха народного и природного») (5, 363), где слово оказывалось сложным целым, сопоставимым по структуре с синтаксическим единством. <...> Гронскому она пишет: «Слова в Ваших стихах большей частью заместимы, значит – не те. <...> . Так, в «Поэме Горы», детально рассмотренной в цветаеведении, фонетический комплекс гор становится источником многочисленных звуковых (паронимическая аттракция5) и семантических (поэтическая этимология) ассоциаций. <...> Несмотря на отсутствие исторической связи между близкозвучными словами, поэтическое сознание наделяет их смысловой общностью. <...> Моделируется ситуация, в которой три центральных образа стянуты в узел «по звуку», управляющему значением: Горе началось с горы. <...> Повтор звукобуквенного комплекса гор в словах, лишенных этимологического родства, образует «к в а з и м о р ф е м у – графофонематическое сочетание, обладающее окказиональным значением в пределах звукоповторного контекста»6. <...> Когда Цветаева объединяет два слова в паронимическое сращение «гора горевала <...>
Звук_и_смысл_в_поэзии_М._Цветаевой__(замечания_к_проблеме)_.pdf
А. Г. Степанов Тверь Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой (замечания к проблеме) Анализ санскритских и древнегерманских текстов, проделанный Ф. де Соссюром, показал, что в древних гимнах, посвященных божеству, повторялись звуки, входящие в состав сакрального имени1. «Благодаря этому весь текст пронизывался значимыми звуками имени божества и становился его “звуковым лицом”»2. В эпоху синкретизма звуковая форма была настолько тесно связана с содержанием, что любая попытка рассмотреть их по отдельности – некорректное упрощение. Гораздо труднее уловить связь между звучанием и значением, когда поэтическое сознание демифологизировалось и звук перестал напрямую соотноситься со сферой трансцендентного. Между тем нерасчлененность звуковых и семантических комплексов – примета не только архаических, но и поздних текстов. Внятная древним связь звука и смысла возвращается в виде анаграмматических форм, не имеющих по сути ничего общего с так называемой словесной инструментовкой – ассонансами и аллитерациями3. Речь пойдет о поэтических текстах М. Цветаевой, в которых звучание неотделимо от смысла4. Отсюда трудноразрешимый вопрос: что из них первично, а что производно? «Слово-творчество» Цветаева определяла как «хождение по слуху» («по следу слуха народного и природного») (5, 363), где слово оказывалось сложным целым, сопоставимым по структуре с синтаксическим единством. В письме к Н. Гронскому она пишет: «Слова в Ваших стихах большей частью заместимы, значит – не те. Фразы – реже. Ваша стихотворная единица пока фраза, а не слово. (NB: моя – слог.)» (7, 205). Так, в «Поэме Горы», детально рассмотренной в цветаеведении, фонетический комплекс гор становится источником многочисленных звуковых (паронимическая аттракция5) и семантических (поэтическая этимология) ассоциаций. Несмотря на отсутствие исторической связи между близкозвучными словами, поэтическое сознание наделяет их смысловой общностью. Моделируется ситуация, в которой три центральных образа стянуты в узел «по звуку», управляющему значением: Горе началось с горы. Та гора была над городом. (3, 25) Повтор звукобуквенного комплекса гор в словах, лишенных этимологического родства, образует «ква зиморфему – графофонематическое сочетание, обладающее окказиональным значением в пределах звукоповторного контекста»6. Когда Цветаева объединяет два слова в паронимическое сращение «гора горевала», то она мыслит именно квазиморфемами, пре
Стр.1