А. Г. Степанов
Тверь
Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой <...> (замечания к проблеме)
Анализ санскритских и древнегерманских текстов, проделанный Ф. де
Соссюром, показал, что в древних гимнах, посвященных божеству, повторялись звуки, входящие в состав сакрального имени1. <...> В эпоху синкретизма звуковая форма была
настолько тесно связана с содержанием, что любая попытка рассмотреть
их по отдельности – некорректное упрощение. <...> Гораздо труднее уловить
связь между звучанием и значением, когда поэтическое сознание демифологизировалось и звук перестал напрямую соотноситься со сферой трансцендентного. <...> Внятная древним связь звука и смысла возвращается в виде анаграмматических
форм, не имеющих по сути ничего общего с так называемой словесной инструментовкой – ассонансами и аллитерациями3. <...> Отсюда трудноразрешимый вопрос: что из них
первично, а что производно? <...> «Слово-творчество» Цветаева определяла как
«хождение по слуху» («по следу слуха народного и природного») (5, 363),
где слово оказывалось сложным целым, сопоставимым по структуре с синтаксическим единством. <...> Гронскому она пишет: «Слова в
Ваших стихах большей частью заместимы, значит – не те. <...> . Так, в «Поэме Горы», детально рассмотренной в цветаеведении,
фонетический комплекс гор становится источником многочисленных звуковых (паронимическая аттракция5) и семантических (поэтическая этимология) ассоциаций. <...> Несмотря на отсутствие исторической связи между
близкозвучными словами, поэтическое сознание наделяет их смысловой
общностью. <...> Моделируется ситуация, в которой три центральных образа
стянуты в узел «по звуку», управляющему значением:
Горе началось с горы. <...> Повтор звукобуквенного комплекса гор в словах, лишенных этимологического родства, образует «к в а з и м о р ф е м у – графофонематическое сочетание, обладающее окказиональным значением в пределах звукоповторного контекста»6. <...> Когда Цветаева объединяет два слова в паронимическое
сращение «гора горевала <...>
Звук_и_смысл_в_поэзии_М._Цветаевой__(замечания_к_проблеме)_.pdf
А. Г. Степанов
Тверь
Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой (замечания к проблеме)
Анализ санскритских и древнегерманских текстов, проделанный Ф. де
Соссюром, показал, что в древних гимнах, посвященных божеству, повторялись
звуки, входящие в состав сакрального имени1. «Благодаря этому
весь текст пронизывался значимыми звуками имени божества и становился
его “звуковым лицом”»2. В эпоху синкретизма звуковая форма была
настолько тесно связана с содержанием, что любая попытка рассмотреть
их по отдельности – некорректное упрощение. Гораздо труднее уловить
связь между звучанием и значением, когда поэтическое сознание демифологизировалось
и звук перестал напрямую соотноситься со сферой трансцендентного.
Между тем нерасчлененность звуковых и семантических
комплексов – примета не только архаических, но и поздних текстов. Внятная
древним связь звука и смысла возвращается в виде анаграмматических
форм, не имеющих по сути ничего общего с так называемой словесной инструментовкой
– ассонансами и аллитерациями3.
Речь пойдет о поэтических текстах М. Цветаевой, в которых звучание
неотделимо от смысла4. Отсюда трудноразрешимый вопрос: что из них
первично, а что производно? «Слово-творчество» Цветаева определяла как
«хождение по слуху» («по следу слуха народного и природного») (5, 363),
где слово оказывалось сложным целым, сопоставимым по структуре с синтаксическим
единством. В письме к Н. Гронскому она пишет: «Слова в
Ваших стихах большей частью заместимы, значит – не те. Фразы – реже.
Ваша стихотворная единица пока фраза, а не слово. (NB: моя – слог.)»
(7, 205). Так, в «Поэме Горы», детально рассмотренной в цветаеведении,
фонетический комплекс гор становится источником многочисленных звуковых
(паронимическая аттракция5) и семантических (поэтическая этимология)
ассоциаций. Несмотря на отсутствие исторической связи между
близкозвучными словами, поэтическое сознание наделяет их смысловой
общностью. Моделируется ситуация, в которой три центральных образа
стянуты в узел «по звуку», управляющему значением:
Горе началось с горы.
Та гора была над городом.
(3, 25)
Повтор звукобуквенного комплекса гор в словах, лишенных этимологического
родства, образует «ква зиморфему – графофонематическое сочетание,
обладающее окказиональным значением в пределах звукоповторного
контекста»6. Когда Цветаева объединяет два слова в паронимическое
сращение «гора горевала», то она мыслит именно квазиморфемами, пре
Стр.1